В Одессе судей обучали преодолевать стресс

0
924

28 сентября 2017 года в Одесском апелляционном хозяйственном суде при содействии трех судейских ассоциаций: Ассоциации следственных судей Украины, Ассоциации развития судейского самоуправления и Ассоциации судей хозяйственных судов Украины, была проведена лекция кандидата психологических наук, психолога-практика с огромным опытом работы Игоря Геллера о стрессе, который испытывают в процессе своей деятельности судьи, и методам работы с подобными состояниями. Докладчик акцентировал внимание на том, что психологическая подготовка к деятельности судьи находится на крайне низком уровне.

         С лектором было сложно не согласиться, ведь никого из судей не готовили к психологическим рискам профессии.

         Самые актуальные вопросы лекции и факторы, вызывающие наибольшее неприятие, были определены самими судьями.

         Спикер отметил, что эта встреча является знаковой для него, ведь психологи, как правило, не затрагивают темы стресса судей. Игорь Геллер  поблагодарил за организацию мероприятия и возможность помочь судьям в преодолении стрессовых ситуаций.

         Проблема «Судья и стресс» берет свое начало не сегодня и не вчера, а с самого момента появления такой важной профессии, как судья. Это обусловлено тем фактом, что с самого своего возникновения данная должность была весьма уважаемой и необходимой для общества и его жизнедеятельности, но за это от судей всегда требовалось не только соблюдение закона и выполнения своих должностных обязанностей, но и было необходимо иметь высокие моральные качества, активную гражданскую позицию и постоянно повышать свою квалификацию. Учитывая нелегкие условия труда, эта должность всегда приводит к ухудшению психологического состояния человека, которое проявляется через стресс. Было определено, что судьей может стать не каждый человек, а лишь тот, который может контролировать свои эмоции и чувства несмотря на ситуацию, а также уметь абстрагироваться от негативного морального воздействия.

         Судья – несмотря на свою главенствующую роль в процессе, одновременно является и наименее защищенным его участником, поскольку он всегда находится в психологически конфликтной ситуации хотя бы с одной из сторон процесса. Иначе говоря, судья не может угодить всем и всегда есть те, кто недоволен его работой.

         Один из основных вопросов лекции был посвящён действиям «активистов», которые были разделены лектором на «наемников» и «полезных идиотов»- политологический термин, характеризующий порядочных и честных людей, используемых «втёмную», а также способам психологического противодействия негативному влиянию СМИ,

         Наряду с традиционным представлением о том, как стресс вызывается классическими описанными раздражителями, был сделан акцент на специфике формирования и преодоления его в судейской практике, что позволяет более эффективно заниматься профессиональной деятельностью. Одним из наиболее действенных и новых для восприятия методов было описано осознание самого переживания (мысли, образы во взаимодействии с эмоциями и физическими ощущениями). Наглядно было продемонстрировано, как это может служить ключом к решению многих жизненных проблем.

         Лектор пояснил, что тревога —  это чувство неопределённого и беспричинного страха, которое возникает при отсутствии видимой угрозы или опасности. Страх же предполагает наличие реальной опасности. В этом их главное отличие. Человек от животного отличается, по строению нервной системы, наличием коры головного мозга. Только человек способен, благодаря этому отличию, приносить прошлое и будущее в сегодняшний день и делать его частью своей реальной настоящей жизни. Чем выше у человека развито воображение, чем более он образован, тем больше и страшнее ситуаций он может себе надумать.

         Если человек остаётся и застревает в таком состоянии, это грозит перенапряжением нервной системы и, тем большую вероятность, имеет развитие таких нарушений как: вегетососудистая дистония (ВСД), тревожное расстройство, паническая атака, фобии, депрессия. Другими словами, человек, при отсутствии реальной угрозы и опасности, создаёт в своих мыслях возможное угрожающее развитие какой-то определённой ситуации. Такое же действие как чувство постоянной тревоги, могут оказывать на нервную систему человека длительное чувство злости и постоянное чувство вины.

         Эти страшные мысли приводят в движение всю нервную систему и заставляют её реагировать, защищаясь от мнимой и несуществующей опасности. Вот здесь у человека возникает постоянная тревога на душе и страх. Современный мир и так переполнен разными ситуациями, которые сопровождает психологический стресс. Игорь Геллер старался объяснить, как спокойно относиться к современной действительности.

   Лектор пояснил, что каждому нужно решить для себя один важный вопрос. Или страх будет управлять человеком, или человек сможет усмирить свой страх и тревогу. Другого выхода просто не существует. Любые лекарства и процедуры лишь на время могут «затуманить», затормозить кору головного мозга. При отмене лечения всё возвращается обратно.

         Очень важное обстоятельство этого процесса состоит в том, что человек пытается переложить ответственность за своё здоровье и свою жизнь, на кого-то другого. Так ведь намного проще.

         В результате человек начинает идти по пути наименьшего сопротивления. Всё его время занимает усиленный поиск, который включает: дорогие и заумные анализы и исследования; самые лучшие и известные клиники; самые лучшие доктора (в том числе те, которые никаким образом не лечат причину заболевания); самые рекламируемые народные целители, огромная часть из которых, просто обманщики; самые дорогие и действенные лекарства.

         В итоге, пройдя тяжёлый и длинный путь обследований и лечения, человек остаётся в лучшем случае в том же самом состоянии. Все смотрят на него как объект, с которого можно получить деньги. Вероятность получения ответственной и профессиональной помощи очень мала, несмотря на мощную рекламу.   Так будет продолжаться до тех пор, пока человек не осознает причину своего состояния, изложенную выше.

         Рассмотрены были пути преодоления стресса и выхода из стрессовых ситуаций. Лектор отметил, что для этого необходимо четко понимать, как вообще работает организм человека.

         Психологическое существование человеческого организма происходит через взаимодействие трех составляющих, которые могут выполнять функции как приема информации извне (что влияет на психологическое состояние), так и её выведения (внешнего проявления психологического состояния), — это интеллектуальная составляющая (мысли и образы), физическое состояние, и эмоциональная составляющая (эмоции, чувства).

         Особенность такого механизма заключается в его полной самостоятельности и работе в фоновом режиме, при этом каждый элемент влияет друг на друга. Таким образом, множество реакций на те или иные факторы внешнего мира мы вообще не осознаем. В этом и кроется сложность работы со стрессовыми состояниями, ведь судьи не всегда осознают – что именно приводит их к стрессу. Поэтому как можно избежать или противодействовать, если ты не знаешь причин, которые приводят к плохому самочувствию?

         Внешние факторы по-разному будут влиять на разных людей – у кого-то подобная ситуация вызовет стресс, а у других – нет. А значит, стресс – это внутренняя реакция человека, которая отражается на указанных трех составляющих. Поэтому необходимо проводить анализ и осознание состояния каждого из этих «узлов»: имеющиеся сейчас мысли или образы, которое физическое самочувствие, какие эмоции сейчас присутствуют.

         Еще одним интересным подходом была наглядная демонстрация способа преодоления стереотипа восприятия отрицательного переживания как необходимости формирования нового смысла и перехода от стандартных ответов «что с этим делать?» к вопросу «для чего эта ситуация?» Этот простой принцип в корне меняет само состояние с деструктивного на конструктивное, порождающее новые смыслы и открывающие возможности дальнейшего личностного и профессионального развития.

         Таким образом, ответив на вопрос «почему я чувствую стресс, что именно меня беспокоит?», возникает вопрос «что делать?». Однако, по мнению Игоря Геллера, это вопрос не является достаточно эффективным, лучше ответить на вопрос «для чего мне эта ситуация?», тогда и понимание того, что необходимо делать, появится автоматически.        

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь