Самовольное строительство: признание права собственности

Голубева Нелли Юрьевна, доктор юридических наук, профессор, завед. кафедрой гражданского процессапрофессор кафедры гражданского права Национального университета «Одесская юридическая академия» поделилась с редакцией издания "Я и Закон" особенностями рассмотрения судами дел о признании права собственности на объекты самовольного строительства.

 

 

К объектам недвижимого имущества ГК Украины отнесены жилые дома, здания, сооружения, другое недвижимое имущество (ст. ст. 331, 376). Согласно Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» недвижимое имущество подразделяется на здания, сооружения, помещения (ст. 4). Определения «жилой дом», «квартира», «усадьба» содержатся в гл. 28 ГК, понятие «объекты жилой недвижимости» - в Налоговом кодексе Украины. Объекты жилой недвижимости делятся на следующие типы: жилой дом, жилой дом усадебного типа, пристройка к жилому дому, квартира, коттедж, комнаты в многосемейных (коммунальных) квартирах, садовый и дачный дома (ст. 14.1.129.). Объекты недвижимого имущества должны быть капитального типа, а не временными, что характерно для малых архитектурных форм и временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, определение которых содержится в ст. 28 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» [1].

Не подлежат государственной регистрации вещные права и их обременения на полезные ископаемые, растения, а также на малые архитектурные формы, временные, некапитальные сооружения, расположенные на земельном участке, перемещение которых возможно без их обесценивания и изменения назначения, а также отдельно на сооружения, которые является принадлежностью главной вещи или составной частью вещи, в частности на магистральные и промышленные трубопроводы (в том числе газораспределительные сети), автомобильные дороги, электрические сети, магистральные тепловые сети, сети связи, железнодорожные пути (ч. 4 ст. 5 Закона Украины от 01.07.2004 г.. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений»).

Право собственности на вновь созданную недвижимую вещь (жилые дома, здания, сооружения и т.п.) приобретается: а) с момента завершения строительства; б) с момента принятия недвижимого имущества в эксплуатацию, если договором или законом предусмотрено принятие недвижимого имущества в эксплуатацию; в) с момента государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если право собственности в соответствии с законом подлежит государственной регистрации (ст. 331 ГК Украины). В то же время, в соответствии с ч. 1 ст. 182 ГК право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации. Указанная норма имеет императивный характер и подлежит приоритетному применению перед нормами ст. 331 ГК. Поэтому право собственности на недвижимые вещи может возникать только с момента государственной регистрации.

Основным условием для определения статуса недвижимого имущества любого объекта недвижимости (в том числе и тех объектов, правовой статус которых законодательными актами не определен: асфальтированные или бетонные площадки, подъездные пути, автомобильная дорога, автомобильные платформы, спортивные сооружения и т.п.) является государственная регистрация прав на него [1].

Государственная регистрация права собственности осуществляется на основании Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» от 1 июля 2004 в ред. от 26.11.2015 года и постановления Кабинета Министров Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» от 25 декабря 2015 № 1127. Процедура принятия объекта в эксплуатацию регламентирована в «Порядке принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов», утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 № 461 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 8 сентября 2015 № 750).

Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины (ГАСИ Украины) является центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора (см. офиц. сайт: http://www.dabi.gov.ua/)

А именно осуществляет архитектурно-строительный контроль, разрешительные и регистрационные функции, лицензирование. Так, ГАСИ Украины предоставляет гражданам разрешительные и регистрационные услуги, а также консультации по строительству, реконструкции и принятия в эксплуатацию объектов, в частности: регистрирует сообщения и декларации о начале выполнения подготовительных и строительных работ (І-ІІІ категория сложности строительства); выдает разрешения на выполнение строительных работ (IV-V категория сложности строительства); принимает в эксплуатацию законченные строительством объекты (выдает соответствующие сертификаты, регистрирует декларации о готовности объекта к эксплуатации).

На законченном строительством объекте должны быть выполнены все предусмотренные проектной документацией и государственными стандартами, строительными нормами и правилами работы, а также смонтировано и опробовано оборудование.

Указанная процедура применяется тогда, когда объект недвижимости построен с получением разрешения на выполнение строительных работ.

Если объект построен без получения соответствующего разрешения, должен применяться Приказ Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 24.04.2015 № 79 «Об утверждении Порядка принятия в эксплуатацию и проведения технического обследования индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, общественных зданий и зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения I и II категорий сложности, построенных без разрешения на выполнение строительных работ» (то есть речь идет о принятии в эксплуатацию объектов самовольного строительства - ст. 376 ГК).

Нужно также учитывать нововведения закона №1817-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования градостроительной деятельности», которые вступили в силу с 10 июня 2017 года. Норма о пяти уровнях сложности строительных объектов изъята. Введен термин «класс последствий объекта», который определяет уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые периодически или постоянно находятся в помещении или с внешней стороны объекта. А также возможный размер материальных убытков и социальных затрат, связанных с прекращением эксплуатации объекта.

Самовольным строительством является жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество (новое строительство, реконструкция с изменением площади и занятием земельного участка, пристройки, надстройки) если: 1) они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели; 2) без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы; 3) без надлежаще утвержденного проекта; 4) с существенными нарушениями строительных норм и правил.

При этом для признания объекта самовольным строительством достаточно хотя бы одного основания. Как правило, при самовольном строительстве отсутствуют сразу два необходимых документа: согласованный проект и разрешение на осуществление строительства.

Отсутствие у застройщика отвода земельного участка под строительство означает, что застройщик: 1) самовольно занял землю; или 2) нарушил ее целевое назначение. В первом случае речь идет о захвате земельного участка, за эти действия предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 197-1 УК Украины. Нарушение застройщиком целевого назначения земельного участка является более распространенным случаем.

Строительством объекта недвижимости на земельном участке, не отведенном для этой цели, считается сооружение таких объектов на земельном участке, не отнесенному к землям жилой и общественной застройки, в частности, предоставленным для ведения огородничества, сенокошения, выпаса скота и т.д., целевое назначение или вид использования которого не изменено в установленном законом порядке. Под предоставлением земельного участка следует понимать решение компетентного органа власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность или предоставление в пользование, или передачу права пользования земельным участком на основании гражданско-правовых договоров с физическим или юридическим лицом. При этом, не может считаться предоставлением земельного участка только решение компетентного органа власти о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или для разработки проекта застройки. Под целью предоставления земельного участка следует понимать вид использования земельного участка (ст. 19 ЗК, Классификация видов целевого назначения земель, утв. Приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23 июля 2010 года № 548 в ред. от 23 мая 2017 г.), указанный в решении соответствующего компетентного органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка в пользование или передачу в собственность с учетом целевого назначения земельного участка [2].

Закон Украины «О планировании и застройке территорий» предусматривает обязанность застройщика подготовить предварительно целый ряд документов, в том числе получить необходимые документы на земельный участок и согласовать в соответствующих органах проект строительства. Эти требования, в первую очередь, призваны обеспечивать безопасность во время проведения строительных работ и эксплуатации уже построенного объекта.

Отсутствие этих документов означает, что объект недвижимости строится самовольно.

Самовольным также считается строительство хотя и на основании проекта, но при наличии существенных нарушений указанных норм и правил как в самом проекте, так и при строительстве, при наличии решений специально уполномоченных органов об устранении нарушений [2].

Факт существенного нарушения строительных норм и правил можно установить путем проведения экспертизы лицензированной организацией, в соответствии с требованиями ст. 143 ГПК. Эти нарушения или негативно сказываются на правах третьих лиц, или могут привести к нарушению правил эксплуатации объекта, в частности, к порче или гибели объекта недвижимости.

По общему правилу, лицо, осуществившее или осуществляющее самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него.

Право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество не приобретают и наследники застройщиков. Права наследников касательно самовольно построенного имущества определяются судом в соответствии с положениями статьи 1218 ГК и с учетом разъяснений, предоставленных в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 30 мая 2008 года № 7 «О судебной практике по делам о наследовании».

Это имущество не является объектом права собственности, оно не может быть предметом раздела и установление порядка пользования в судебном порядке; на него не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе продажа его с публичных торгов [2].

К началу реализации права на застройку конкретного земельного участка лицо обязано в установленном порядке приобрести право собственности или пользования на этот земельный участок.

Лицо, осуществившее самовольное строительство объекта на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, не может приобрести право собственности на него в порядке ст. 331 ГК Украины.

В то же время законодательством предусмотрена возможность легализации самовольной постройки. Право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано только в двух случаях.

Во-первых, за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.

Препятствия для признания права собственности на самовольно построенное недвижимое имущество указаны в ч. 4 ст. 376 ГК Украины: 1) собственник (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, осуществившим, осуществляющим самовольное строительство на его земельном участке; 2) нарушаются права других лиц.

Если эти обстоятельства в наличии - суд выносит решение о сносе объекта лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство, или за его счет. Полученные при сносе жилого дома, здания или сооружения материалы остаются в собственности лица, осуществившего самовольное строительство.

Поэтому, для легализации самовольно построенного объекта недвижимости необходимо оформить правовой титул на земельный участок под уже построенный объект. Такая возможность может отсутствовать в связи с правовым режимом категории земель, или с невозможностью перевода застроенного земельного участка из одной категории земель в другую.

В соответствии со ст. 125 ЗК право собственности или право постоянного пользования на земельный участок возникает только после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации, а право аренды земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации. Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации запрещается.

Для подтверждения факта самовольного строительства необходимо провести техническую инвентаризацию объекта, которую проводит бюро технической инвентаризации.

Из анализа судебной практики по соответствующим делам можно сделать вывод о следующих условиях удовлетворения иска о признании права собственности на самовольно построенное недвижимое имущество за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели:

1) предоставление земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество;

Если после окончания строительства земельный участок данному лицу был передан в собственность или предоставлен в пользование, или с собственником земельного участка, на котором размещено имущество, заключен договор суперфиция в соответствии с его целевым назначением. Решая дела такой категории, суд должен исходить из того, что предоставление земельного участка под уже построенное недвижимое имущество или заключение договора суперфиция может произойти как до предъявления иска в суд, так и после этого. Если при рассмотрении дела истцу в соответствии с законодательством Украины был предоставлен земельный участок или заключен договор суперфиция, суд должен оценивать указанные действия ответчика с учетом ч.4 ст. 174 ГПК (признание ответчиком иска) [2].

2) построенный объект не нарушает права третьих лиц;

3) соблюдены строительные нормы и правила (к участию в деле привлекается Госархстройинспекция для предоставления соответствующих заключений о соответствии построенного объекта требованиям строительных норм или факте соответствия или несоответствия самовольного строительства требованиям государственных строительных норм и правил может быть также установлен проведенной в рамках рассмотрения дела строительно-технической экспертизой;

4) самовольное строительство было осуществлено именно истцом, может подтверждаться договорами подряда, актами приема-передачи выполненных строительных работ и тому подобное.

5) должно быть установлено соответствие объекта пожарным и санитарным нормам (предоставляются выводы уполномоченных органов).

Надлежащим ответчиком по этой категории дел является соответствующий местный совет (Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине», Закон Украины «Об основах градостроительства»).

Если самовольно построенное недвижимое имущество находится на чужом земельном участке, то иск о признании права собственности может быть предъявлен к органу государственной власти или органу местного самоуправления и собственнику (пользователю) земельного участка в случае застройки на земельном участке, который относится к государственной или коммунальной собственности, или физическому или юридическому лицу. В случае предъявления иска о признании права собственности на самовольно построенный объект недвижимости к ненадлежащему ответчику (например, бюро технической инвентаризации или только к некому физическому лицу) суд в зависимости от предмета иска и обстоятельств дела в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 33 ГПК, должен решить вопрос о его замене на надлежащего ответчика или по собственной инициативе в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 35 ГПК, привлекает соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, также в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК привлекает к участию в деле соответствующую инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля для предоставления выводов во исполнение ее полномочий [2].

Стоит отметить, что собственник земельного участка, который использовал его не по целевому назначению, осуществив самовольное строительство, имеет в суде гораздо больше шансов получить право собственности на такой объект недвижимости, чем собственник земельного участка, который, не меняя его целевое назначение, самовольно построил объект.

Право собственности в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 376 ГК, может быть признано только на вновь построенное недвижимое имущество или недвижимое имущество, созданное в связи со сносом предыдущего здания и согласно строительным нормам и правилам, является завершенным строительством. Признание права собственности на незавершенный объект самовольного строительства не допускается [2].

Во-вторых, за собственником (пользователем) земельного участка, на котором осуществлено самовольное строительство при условии: во-первых, личность собственника земельного участка не совпадает с личностью застройщика (это условие часто нарушается судами, вследствие неверного толкования положений ст. 376 ГК, и признается право собственности на самовольные постройки за собственниками земельных участков даже если эти собственники являются одновременно застройщиками); во-вторых, это не нарушает права других лиц. В таком случае расходы, понесенные на самовольную постройку объекта, подлежат возмещению застройщику владельцем (пользователем) земельного участка.

Таким образом, по требованию собственника (пользователя) земельного участка суд может признать за ним право собственности на недвижимое имущество, которое самовольно построено на данном земельном участке, если это не нарушает права других лиц. Это положение часто в судебной практике толкуется как возможность застройщика, если он является собственником земельного участка, признать за ним право собственности на объект строительства. На этом основании «узаконено» большое количество объектов.

Сложившаяся практика о признании права собственности на объект за собственником земельного участка, если он сам выступал застройщиком, обусловлена несовершенством организационно-правового механизма реализации права собственников земельных участков на их застройку, что выражается в длительности процедуры получения разрешения на строительство, подготовки и утверждения проектной документации, получения разрешения на выполнение строительных работ, оформление права собственности на завершенное строительство, а также финансовые расходы на выполнение проектных, юридических и других работ. Процесс оформления может длиться не один год, поэтому на практике признание права собственности на существующие строения осуществляется в судебном порядке.

Таким образом, застройщики вынуждены сначала возводить объект, а затем обращаться в суд. Однако, при системном анализе частей 3-5 ст. 376 ГК, можно сделать вывод, что законодатель имел в виду возможность признания права собственности на объект, если личность собственника (пользователя) земельного участка не совпадает с личностью застройщика. То есть, если под уже построенный объект застройщику не удалось отвести земельный участок или изменить его целевое назначение, собственнику земельного участка предоставляется право требовать, чтобы право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество было признано за ним.

Из анализа судебной практики по соответствующим делам можно сделать вывод о следующих условиях удовлетворения иска собственника (пользователя) земельного участка право собственности на недвижимое имущество, которое самовольно построено на нем: 1) отвод для этой цели в установленном порядке земельного участка собственнику (пользователю) земельного участка (суд исследует правоустанавливающие документы и выясняет целевое назначение земельного участка); 2) построенный объект не нарушает права третьих лиц; 3) соблюдены строительные нормы и правила (Госархстройинспекция подает соответствующие заключения или эти факты подтверждаются строительно-технической экспертизой); 4) самовольное строительство было осуществлено не истцом, а другим лицом; 5) должно быть установлено соответствие объекта пожарным и санитарным нормам (предоставляются заключения уполномоченных на то органов).

При этом, не могут быть применены правила ст. 376 ГК при решении дел по искам: 1) о признании права собственности на самовольно переоборудованные квартиры в многоквартирных домах различных жилищных фондов, поскольку такие правоотношения урегулированы другими нормами законодательства, в частности ст. 383 ГК и соответствующими нормами Жилищного кодекса Украины; 2) о признании права собственности на самовольно построенные временные сооружения; 3) о признании права собственности на самовольно построенные принадлежности к основной вещи (крыльцо, веранда, мансарда и т.д.) [2].

Однако в случае, когда квартира в таком доме расположена на первом этаже и собственник осуществил пристройку к ней с одновременным занятием части придомового земельного участка, спор должен решаться в соответствии с правилами ст. 376 ГК. То есть обустройство балкона на фундаменте не может быть признано перепланировкой, а имеет признаки самовольного строительства. А обустройство балкона, не связанное с использованием земельного участка, подпадает под признаки перепланировки (условия и порядок переоборудования, перестройки, перепланировки домов, жилых и нежилых помещений в жилых домах установлены Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий, утв. Приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17 мая 2005 года № 76), поэтому при решении таких споров судам следует руководствоваться нормами статьи 383 ГК.

Суды при рассмотрении дел о признании права собственности на самовольное строительство должны надлежащим образом проверять, был вопрос оформления права собственности на самовольное строительство предметом рассмотрения компетентного государственного органа, решения которого или его отсутствие давали бы основания полагать о наличии спора о праве. Суд не должен заменять органы, которые обязаны выдавать разрешения на строительство и согласовывать застройку; признание права собственности на самовольное строительство в судебном порядке должно оставаться исключительным способом защиты права. Поэтому судам необходимо выяснять, обращался ли истец в компетентные органы по вопросу узаконения самовольного строительства, было ли отказано компетентными органами в решении данного вопроса [3].

В случае отсутствия ссылки на такие обстоятельства или доказательства суд в соответствии с требованиями ст. 121 ГПК оставить исковое заявление без движения и предоставить срок для устранения недостатков с последствиями, предусмотренными ч. 2 ст. 121 ГПК.

Решая дела о самовольном строительстве объекта недвижимости, совершенного в случае отказа выдачи разрешительных документов, но с соблюдением государственных стандартов, норм и правил, местных правил застройки населенных пунктов и порядка рассмотрения этих вопросов суд должен учесть, что отказ в предоставлении разрешительных документов может быть обжалован в суд заинтересованным лицом в порядке административного судопроизводства. Если такие действия в судебном порядке не обжалованы, это не является основанием для отказа в иске, однако суд при рассмотрении дела должен дать правовую оценку такому отказу, в частности, по правилам статьи 212 ГПК [2].

Выводы:

Право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано только в двух случаях:

во-первых, за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество;

во-вторых, за собственником (пользователем) земельного участка, на котором осуществлено самовольное строительство при соблюдении условий: 1) лицо-собственник земельного участка не совпадает с лицом-застройщиком (это условие часто нарушается судами, вследствие неверного толкования положений ст. 376 ГК, и признается право собственности на самовольные постройки за собственниками земельных участков даже если эти собственники являются одновременно застройщиками); 2) это не нарушает права других лиц.

Часть 5 ст. 376 ГК Украины в судебной практике долгое время толковалась как возможность застройщика, если он является собственником земельного участка, признать за ним право собственности на объект недвижимости, что не следует из содержания ст. 376 ГК Украины, а является лишь попыткой избежать длительной административной процедуры получения всех необходимых разрешительных документов, связанных со строительством недвижимых объектов.

При системном анализе частей 3-5 ст. 376 ГК Украины делается вывод, что законодатель имел в виду возможность признания права собственности на объект, если личность собственника (пользователя) земельного участка не совпадает с личностью застройщика. То есть, если под уже построенный объект застройщику не удалось отвести земельный участок или изменить его целевое назначение, собственнику земельного участка предоставляется право требовать, чтобы право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество было признано за ним.

Условия удовлетворения указанных исков изложены выше.

 

Другие публикации автора:

  1. Голубева Н.Ю. Пути противодействия злоупотреблению гражданскими процессуальными правами: постановка проблемы // http://yaizakon.com.ua/puti-protivodejstviya-zloupotrebleni/
  2. Голубева Н.Ю. Государство может принудительно отчуждать недвижимое имущество граждан // http://yaizakon.com.ua/gosudarstvo-mozhet-prinuditelno-otchuzhdat-nedvizhimoe-imushhestvo-grazhdan/
  3. Голубєва Н.Ю. Електронна комерція в Україні: актуальні питання // http://yaizakon.com.ua/ekspertnoe-mnenie/item/794-elektronna-komertsiya-v-ukrajini-aktualni-pitannya
  4. Голубева Н.Ю. Судебная практика прекращения права лица на долю в общем имуществе // http://yaizakon.com.ua/sudebnaya-praktika-prekrashheniya-prava-litsa-na-dolyu-v-obshhem-imushhestve-2/
  5. Голубева Н.Ю. ПОДЕЛИТЬ НЕДЕЛИМОЕ или как разделить неделимые вещи между бывшими супругами? // http://yaizakon.com.ua/podelit-nedelimoe-ili-kak-razdelit-nedelimye-veshhi-mezhdu-byvshimi-suprugami/
  6. Голубева Н.Ю. Порядок заключения договоров в электронной форме по законодательству Украины // http://yaizakon.com.ua/poryadok-zaklyucheniya-dogovorov-v-elektronnoj-forme-po-zakonodatelstvu-ukrainy/
  7. Голубева Н.Ю. Электронный договор как доказательство в гражданском процессе // http://yaizakon.com.ua/elektronnyj-dogovor-kak-dokazatelstvo-v-grazhdanskom-protsesse/
  8. Голубева Н.Ю. Судебный порядок установления факта проживания одной семьей мужчины и женщины без брака // http://yaizakon.com.ua/sudebnyj-poryadok-ustanovleniya-fakta-prozhivaniya-odnoj-semej-muzhchiny-i-zhenshhiny-bez-braka/
  9. Голубева Н.Ю. «Игра в одни ворота» наказуема: о несправедливых условиях договора на примере практики Верховного Суда Украины // http://yaizakon.com.ua/igra-v-odni-vorota-nakazuema-o-nespravedlivyh-usloviyah-dogovora-na-primere-praktiki-verhovnogo-suda-ukrainy/
  10. Голубева Н.Ю. Скидки и распродажи: права потребителей // http://yaizakon.com.ua/skidki-i-rasprodazhi-prava-potrebitelej/
  11. Голубєва Н.Ю. О идее взыскивать алименты в приказном производстве: блиц-комментарий // http://yaizakon.com.ua/o-idee-vzyskivat-alimenty-v-prikaznom
  12. Голубєва Н.Ю. Рассмотрение судами дел о перестройке или сносе объектов самовольного строительства // http://yaizakon.com.ua/rassmotrenie-sudami-del-o-perestrojke-ili-snose-obektov-samovolnogo-stroitelstva/
  13. Голубева Н.Ю. Существуют ли налоговые, финансовые, социальные и др. обязательства: вопросы терминологии в праве // http://yaizakon.com.ua/sushhestvuyut-li-nalogovye-finansovye-sotsialnye-i-dr-obyazatelstva-voprosy-terminologii-v-prave/
  14. Голубева Н.Ю. «Электронный суд» в мире // http://yaizakon.com.ua/elektronnyj-sud-v-mire/
  15. Голубева Н.Ю. Электронный суд: комментарий к Проекту ГПК // http://yaizakon.com.ua/elektronnyj-sud-kommentarij-k-proektu-gpk/
  16. Голубева Н.Ю. Виндикационный иск: основные правила, проблемы судебной практики // http://yaizakon.com.ua/vindikatsionnyj-isk-osnovnye-pravila-problemy-sudebnoj-praktiki/

 

 

Список использованной литературы:

  1. Аналіз деяких питань застосування судами законодавства про право власності при розгляді цивільних справ //http://www.scourt.gov.ua/clients/vsu/vsu.nsf/(documents)/1207B66D24762C1DC2257D0E004CC419
  2. Постанова пленуму Вищого спеціалізованого суду України з розгляду цивільних і кримінальних справ від 30.03.2012 № 6 «Про практику застосування судами статті 376 Цивільного кодексу України (про правовий режим самочинного будівництва)».
  3. Постанова пленуму Вищого спеціалізованого суду України з розгляду цивільних і кримінальних справ від 21.12.2012 р. «Про практику застосування судами законодавства під час розгляду цивільних справ про захист права власності та інших речових прав».

 

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий