Как  в законном порядке совершить электронную  сделку, об этом   и другом  издательству «Я и Закон» рассказала д.ю.н., профессор, завед. кафедрой гражданского процесса, профессор кафедры гражданского права НУ «ОЮА» Голубева Н.Ю.

    В Украине объемы электронной коммерции постоянно растут (за исключением последних двух лет, в течение которых объемы рынка e-commerce показывают снижение роста в долларовом эквиваленте), и речь идет не только об увеличении продаж товаров с помощью сети Интернет, но о постепенной дематериализации оборота. Имеется в виду появление большого количества услуг, которые предоставляются и потребляются в сети Интернет: регистрация доменов, продажа хостинга, провайдерские услуги и др.

По меткому выражению Билла Гейтса, в будущем на рынке останутся два вида компаний: те, кто в Интернете и те, кто вышел из бизнеса» [1, с. 12].

Рынок электронной коммерции (e-commerce) в Украине фактически сформирован давно, но не имея специального правового регулирования, электронные сделки совершались, как правило, на основе публичной оферты, к которой присоединяется другая сторона договора, чаще, конклюдентными действиями. Например, продажа товаров, оказание услуг с помощью сети Интернет происходит именно таки сегодня.

С принятием Закона Украины от 3.09.2015 года «Об электронной коммерции» на законодательном уровне урегулированы особенности заключения договоров в электронной форме (отдельные вопросы были урегулированы также Законом Украины от 22.05.2003 г. “Об электронныхдокументах и электронном документообороте” и от 22.05.2003 г. “Об электронной цифровой подписи”).

При этом, согласно подписанном Украиной «Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом…», национальное законодательство должно соответствовать основным положениям Директивы Европейского Парламента и Совета 2000/31/ЕС от 8 июня 2000 г. о некоторых аспектах информационных услуг, в частности электронной коммерции на внутреннем рынке (Директива об электронной коммерции)(см. также ст.ст. 139-140 Ассоциации об основах электронной коммерции).

В сфере продажи товаров потребителям для непредпринимательских целей особенности электронной торговли регулируются Законом Украины «О защите прав потребителей». Этим законом предусмотрено, что договор, заключенный на расстоянии, — договор, заключенный продавцом (исполнителем) с потребителем с помощью средств дистанционной связи (под последними понимается телекоммуникационные сети, почтовая связь, телевидение, информационные сети, в частности Интернет, которые могут использоваться для заключения договоров на расстоянии) на основании ознакомления покупателя с описанием товара, путем обеспечения доступа к каталогов, проспектов, буклетов, фотографий и т. п. с использованием информационно-телекоммуникационных систем, телевизионной, почтовой, радиосвязи или другим способом, что исключает возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцами товара при заключении такого договора (см. дополнительно также Директиву 97/7/ЕС «О защите прав потребителей в дистанционных контрактах» от 20.05.1997 г.).

В Законе Украины «Об электронной коммерции» (далее – Закон) определено, что электронная торговля – хозяйственная деятельность в сфере электронной купли-продажи, реализации товаров дистанционным способом покупателю путем совершения электронных сделок с использованием информационно-телекоммуникационных систем. Электронный договор – договоренность двух или больше сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей и оформлена в электронной форме.

Поэтому именно порядок совершения электронных сделок, их действительность и последствия – основная цель правового регулирования в этой сфере, поскольку на практике часто возникает вопрос при заключении сделки в электронной форме или договор был надлежащим образом подписан сторонами.

Электронные договоры при использовании современных информационных технологий должны соответствовать установленном законом порядке. При этом, мы должны найти такие механизмы заключения этих договоров, чтобы не лишить электронные договоры юридической силы, поскольку в противном случае функция сети Интернет свелась бы исключительно к рекламной, что не отвечает потребностям современного оборота.

Одной из основных проблем регулирования отношений, возникающих в сети Интернет, является сложность идентификации их участников. В Законе содержатся требования требований к продавцу (исполнителю, поставщику) товаров, работ, услуг в электронной коммерции, который во время своей деятельности и в случае распространения коммерческого электронного сообщения обязан обеспечить прямой, простой, стабильный доступ других участников отношений в сфере электронной коммерции к такой информации: полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица-предпринимателя; местонахождение юридического лица или место регистрации и место фактического проживания физического лица-предпринимателя; адрес электронной почты и/или адрес интернет-магазина; идентификационный код юридического лица или регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов физического лица — предпринимателя; сведения о лицензии (серия, номер, срок действия и дата выдачи), если хозяйственная деятельность подлежит лицензированию; о включении налогов в расчет стоимости товара, работы, услуги и, в случае доставки товара, информация о стоимости доставки; другие сведения, которые в соответствии с законодательством подлежат обнародованию.

При этом мы должны различать субъекта, который продает товар (оказывает услуги или выполняет работу) и интернет-магазин, который субъектом права не является, а является лишь средством для представления или реализации товара, работы или услуги путем совершения электронной сделки.

Обращаем также внимание на изменения в Законе Украины «О защите прав потребителей», а именно, что субъекты хозяйствования сферы торгового и других видов обслуживания несут ответственность за отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции или продавце — в размере тридцати процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан (ч.7 ст. 23).

Одновременно, данный закон оставляет открытым вопрос механизма привлечения к ответственности интернет-торговцев. Так, обязанность раскрывать информацию о продавце при «продаже товаров на расстоянии» (под этим термином как раз и понимается, в том числе, и электронная торговля) были и ранее установленные законом «О защите прав потребителей», но это требование многими предпринимателями игнорируется (п.1 ч.2 ст. 13).

Стороны электронной договора: продавец (юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель) и покупатель/заказчик (исходя из контекста Закона, это только физическое лицо, что является абсолютно нелогичным, ведь и до принятия этого Закона, в соответствующей сфере действовал, и действует сейчас, Закон Украины «О защите прав потребителей», а для покупателей-непотребителей, специального регулирования нет, поэтому толковать Закон нужно расширительно, ведь Закон очень запутанно формулирует положение о покупателях).

Идентификация покупателя, заказчика может происходить как посредством применения электронной подписи, так и другими средствами (смс-коды, совершения действий из «личного кабинета» и др).

Закон устанавливает важные правила относительно особенностей заключения электронного договора, а именно:

Во-первых, определены требования к содержанию оферты (необходимость изложения существенных условий договора и другой необходимой информации – ч. 2 ст. 11 Закона).

Своеобразным аналогом приложений к договору, которые в гражданском праве считаются неотъемлемой частью договора, является отсылка к другим электронным документам, но с обязательным беспрепятственным доступом к электронным документам, которые включают условия договора, путем перенаправления (отсылки) к ним.

При этом в ст. 11 Закона специально указано, что включение электронного договора условий, содержащихся в другом электронном документе, путем перенаправления (отсылки) к такому документу, если стороны электронного договора имели возможность ознакомиться с ним, не может быть основанием для признания сделки ничтожной. Но здесь должно быть указано о ничтожном условии, а не о ничтожной сделки вообще. То есть, если в договор будет включено такое условие, с которым не мог быть ознакомлен акцептант, то договор должен действовать без этого условия.

Во-вторых, определена форма оферты (например, путем отправки коммерческого электронного сообщения, размещения предложения (оферты) в сети Интернет или других информационно-телекоммуникационных системах).

Фактически этим Законом легитимизированы рекламные рассылки (например, рассылка по email, sms, то есть то, что сейчас называют spam) без согласия пользователей (подобная норма также содержится и в ст. 7 Директивы ЕС об электронной коммерции).

Такие рассылки Законом названы коммерческим электронным сообщением (это сообщение в любой форме, целью которого является прямое или косвенное продвижение товаров, работ или услуг, деловой репутации лица, осуществляющего хозяйственную или независимую профессиональную деятельность – ст. 3 Закона). При этом не является коммерческим электронным сообщением: информация, предоставляющий прямой доступ к деятельности лица; доменное имя или адрес электронной почты; сообщение про товары, работы или услуги или деловую репутацию лица, размещено не с целью их продвижения.

Однако, разграничение произведенных рассылок, с целью продвижения товаров или без такого, очень трудно провести в реальной жизни, например, статья/сообщение об экономичности нового устройства для домохозяйства будет признана несущей информацию о новых технологиях или сообщение все-таки направлено на опосредованное продвижение товаров?

В соответствии со ст. 10 Закона коммерческие электронные сообщения распространяются лишь на основании согласия на получение таких сообщений, предоставленной лицом, которому эти сообщения адресованы. Но коммерческое электронное сообщение может посылаться лицу без его согласия только при условии, что оно может отказаться от дальнейшего получения таких сообщений.

Последнее предложение фактически позволяет в любом случае направлять потребителю соответствующие сообщения, даже, если никакого согласия предварительно (до совершения рассылки) получено не было. Даже, если такое «согласие» предварительно и было получено, то это как правило происходит при регистрации на сайте продавца и формального согласования с «условиями», которые среди прочего могут содержать и согласие на получение сообщений.

Кроме того, такая норма (направление сообщений без предварительного согласия потребителя) вступает в противоречие п. 5 ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителей», согласно которым осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или других сообщений без согласия на это потребителя является проявлением агрессивной предпринимательской практики (это такая практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции).

В-третьих, акцепт может быть предоставлен путем: 1) направления электронного сообщения; 2) заполнение формуляра заявления (формы) о принятии такого предложения в электронной форме; 3) совершение действий, которые считаются принятием предложения заключить электронный договор, если содержание таких действий четко разъяснено в информационной системе.

При этом электронное сообщение и заполнение формуляра заявленияподписывается (ст. 12 Закона):

  1. С помощью электронной подписи или электронной цифровой подписи (далее – ЭПЦ) при условии использования средства электронной цифровой подписи всеми сторонами электронной сделки. Согласно Закону Украины «Об электронной цифровой подписи» электронная подпись (простая, не ЭПЦ!) – данные в электронной форме, которые прилагаются к другим электронным данным или логично с ними связаны и предназначены для идентификации подписчика этих данных. В отличие от простой электронной подписи,ЭЦП – это вид электронной подписи, созданныйс использованием криптографических средств, которые обеспечивают не только идентификацию, но и целостность сообщения, предотвращая возможность внесения изменений в документ.

Если с ЭПЦ ситуация понятна, ведь она детально регулируется специальным законодательством, нас больше интересует «простая» электронная подпись, ведь в сфере обращения товаров, услуг в сети Интернет или посредством сети Интернет, покупатели и заказчики, наоборот заинтересованы в упрощении заключения договора, не всегда имеют подпись, они скорее откажутся от договора, чем будут получать ЭЦП (например, «простой» потребитель прибегает к покупке с помощью Интернета именно из-за простоты и скорости заключения договора).

Электронная подпись (не цифровая) создается посредством использования кодов, паролей и т. п. и подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Например, использование логина и пароля к личному кабинету на веб-сайте, использование паролей, высылаемых на мобильный телефон или электронную почту при совершении конкретной операции.

Логин — это слово, уникальное имя (набор букв и (или) цифр), а пароль — секретное слово или последовательность символов, предназначенная для подтверждения личности или ее прав, и защищает информацию от несанкционированного доступа. Логин и пароль являются регистрационными данными, используются для авторизации (идентификации) пользователя и предоставляют ему возможность доступа (разрешения на соединение с компьютерной системой) и использование определенного сервиса, программы или интернет-ресурса.

Для оформления заказа на сайте интернет-магазина нередко необходимо предварительно пройти процедуру регистрации, что предполагает формирование логина и пароля для входа в личный кабинет.

При регистрации указываются фамилия, имя и другие персональные данные, идентифицирующие потенциального покупателя. Логин и пароль выступают в качестве ключа простой электронной подписи (уникальной последовательности символов, которая предназначена для создания электронной подписи). При оформлении заказа, сделанного под логином и паролем, формируется электронный документ, в котором средствами информационной системы (веб-сайта интернет-магазина) указывается лицо, создавшее заказ. Это указание и будет выступать в качестве простой электронной подписи, созданного с помощью логина и пароля пользователя. Особенностью простой электронной подписи является тот факт, что он хоть и указывает на лицо, подписавшее сообщение, но не позволяет при этом установить неизменность электронного документа после его подписания, поскольку при его создании и использовании не используются специальные криптографические средства преобразования информации, неразрывно связаны с ключом электронной подписи, с помощью которого создается сам подпись. Однако это нисколько не умаляет их значения в сфере, где они наиболее часто применяются: форма заказа содержит необходимые условия, риск недобросовестного изменения которых в большинстве случаев крайне незначительны. Относительно большинства интернет-магазинов более изощренные виды электронной цифровой подписи малооправданы, поскольку неизбежно связаны с ростом сложности осуществления покупок в нем, что может отпугнуть немало потенциальных покупателей. Другими словами, риски, связанные с отсутствием более надежного вида электронной подписи, несравненно меньше, чем риски, связанные с потенциальными потерями от оттока покупателей, обусловленного использованием такой подписи. Поэтому не стоит переоценивать этот «недостаток» (невозможность гарантирования целостности сообщения) простой электронной подписи. В конце концов, классические бумажные документы так же склонны к фальсификациям, как и электронные [2].

  1. С помощью электронной подписи одноразовым идентификатором, определенным этим Законом (это алфавитно-цифровая последовательность, которую получает лицо, принявшее предложение (оферту) заключить электронный договор путем регистрации в информационно-телекоммуникационной системе субъекта электронной коммерции, предоставивший такое предложение). То есть электронный договор может быть заключен путем регистрации на сайте и идентификации пользователя через смс или email.

Фактически речь идет о разновидности «простой» электронной подписи (их определения практически совпадают в законах «Об электронной коммерции» и “Об электронной цифровой подписи”).

Кстати использование электронной подписи, использование одноразового кода и других способов для заключения сделок на практике использовались достаточно давно. Например, совершении действия из собственного кабинета (с использованием логина и пароля входа в него) на интернет-странице считаются совершенными соответствующим субъектом, который зарегистрировался соответствующим образом, и считаются его акцептом на публичную оферту, которая выложена на сайте, или использование смс-кодов при совершенные заказа товара или услуги.

  1. С помощью аналога собственноручной подписи (факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, иного аналога собственноручной подписи) по письменному согласию сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующих аналогов собственноручных подписей.

Важно обратить внимание, что Закон приравнял только электронные договоры, заключенные путем обмена электронными сообщениями, подписанными в вышеупомянутом ст. 12 Закона порядке, – заключенным в письменной форме, а другие электронные договоры – к устным договорам. Это договоры заключающиеся: 1) путем отправки и приема электронного сообщения без подписания в соответствии с требованиями ст. 12 Закона; 2) путем размещения предложения (оферты) в сети Интернет или других информационно-телекоммуникационных системах и принятия (акцепта) путем заполнения формуляра заявления (формы) о принятии такого предложения в электронной форме; 3) совершение действий, которые считаются принятием предложения заключить электронный договор.

Не понятно почему принятие (акцепта) путем заполнения формуляра заявления (формы) о принятии такого предложения в электронной форме и подписано соответственно ст. 12 Закона не считается совершением договора в письменной форме. Зачем тогда вообще норма о формах подписания акцепта, если его подписание не влечет признание его «письменности» (согласно ст. 207 ГК Украины сделка считается совершенной в письменной форме, если она подписан его сторонами), вообще нет такого понятия как «подписание устного договора».

Еще раз обращаем внимание субъектов гражданского оборота заключающих договоры, для которых требуется обязательная письменная форма – не любой электронный договор приравнивается к совершенному в письменной форме, а только электронный договор, заключенный путем обмена электронными сообщениями, подписанными в вышеуказанном порядке (с помощью ЭЦП). Это следует из буквального толкования Закона.

Но такое регулирование совершения электронных сделок вступает в определенную коллизию с нормами ГК Украины. Так, этим Законом были внесены изменения в ГК Украины. В соответствии с ч. 1 ст. 205 сделка может совершаться устно или в письменной (электронной) форме.

То есть из буквального смысла этой статьи следует, что письменная форма включает и электронную. В соответствии со ст. 207 ГК Украины сделка считается совершенной в письменной форме, если ее содержание зафиксировано в одном или нескольких документах (в том числе электронных), в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны.

Однако буквальное толкование этих норм не должно вести нас к выводу, что заключение договора в электронной форме (по терминологии Закона «с использованием информационно-телекоммуникационных систем») будет автоматически приравнено к письменной форме сделки.

Здесь дополнительно должны быть истолкованы положения ст. 639 ГК Украины относительно формы договора. Как известно договор может быть заключен в любой форме, если требования относительно формы договора не установлены законом. Новеллой данной статьи является положение о том, что если стороны договорились заключить договор посредством информационно-телекоммуникационных систем, он считается заключенным в письменной форме. То есть только тогда, если стороны договорились об этом.

Думается, что в этом случае достаточно присоединения к договору «кликом»/согласием без электронной подписи, в том числе и без электронной подписи одноразовым идентификатором. Например, можно при формировании заказа из корзины интернет-магазина, указывать, что покупатель дает согласие на признание соответствующих действий как направленных на заключение письменного договора.

В случае же простого присоединения к договору заполнением формуляра, «кликом»/согласием или простым обменом электронными почтовыми сообщениями (электронное сообщение — информация, предоставленная потребителю через телекоммуникационные сети, которая может быть любым способом воспроизведена или сохранена потребителем в электронном виде – Закон Украины «О защите прав потребителей») – договор будет считаться совершенным в устной форме.

Электронные договоры заключены путем «принятия условий» (например, «кликом»/согласием) покупателем на Интернет странице (в Законе говорится о «совершении действий, которые считаются принятием предложения»), является присоединением к договору конклюдентными действиями.

Так, Закон отдельно отмечает, что содержание таких действий должно быть четко разъяснено в информационной системе, в которой размещено такое предложение, и эти разъяснения логически связаны с ней.

Согласно Закону в случае если заключение электронного договора происходит в информационно-телекоммуникационной системе субъекта электронной коммерции, для принятия предложения заключить такой договор лицо должно идентифицироваться в такой системе и предоставить ответ о принятии предложения (акцепт).

Так, считается принятие покупателем предложения путем добавления товара в виртуальную корзину, отправки и оформления заказа. Например, на одном из популярных сайтов продажи бытовой техники «Розетка»http://rozetka.com.ua/, и в большинстве других интернет-магазинов, именно так заключается договор, при этом сайт не содержит целостной, в одном документе, информации относительно условий продажи товаров.

На сайте другого магазина предлагается при покупке товаров ознакомиться с договором публичной оферты и указано, что этот «договор, в котором одна сторона …с одной стороны, и любое лицо, которое приняло (акцептовало) данное предложение, с другой стороны, заключили настоящий договор адресованный неограниченному кругу лиц, который является официальным публичным предложением продавца, заключить с продавцами договор купли-продажи товаров, фотографии которых размещены в соответствующем разделе сайта)».

Нельзя обойти термин «договор публичной оферты», поскольку он является чрезвычайно некорректным. Не может быть договора публичной оферты, поскольку оферта – это предложение заключить договор. Договор порождает обязательственные отношения (относительные отношения, которые возникают только между известными лицами на момент заключения договора), которые не могут существовать как абсолютные, то есть с неопределенным кругом участников. То, что названо «публичный договор оферты» в преамбуле этого договора являются, с юридической точки зрения, публичной офертой (предложением заключить договор, обращенное к неопределенному кругу лиц), то есть односторонней сделкой (а договор, как известно, является двусторонней сделкой). Согласно тексту договора далее, становится очевидным, что имеется в виду договор купли-продажи (можно назвать его типичным, договором присоединения и указать при оформлении заказа, что «покупатель соглашается на его условия»).

Акцентируем еще раз внимание, что заключение договора простым обменом электронными почтовыми сообщениями или путем «принятия условий» покупателем на Интернет странице – это те способы заключения договоров, которые применяются чаще всего при интернет-торговле(применения ЕЦП – скорее исключение, чем правило), поэтому их правовое регулирование очень важно.

Относительно «принятия условий», стоит отметить, что фактически принятие условий оферты определенными действиями является присоединением (акцептом) условий договора конклюдентными действиями. Покупатель соглашается на предложенные условия, то есть заключается договор присоединения или отказывается от заключения договора, но не может предложить свои условия (это характерно для абсолютного большинства договоров, заключаемых через сеть Интернет).

Информационная система субъекта электронной коммерции, который предлагает заключить электронный договор, должен предусматривать техническую возможность лица, которому адресовано такое предложение, изменить содержание предоставленной информации до момента принятия предложения (ст. 11 Закона).

В этой связи интерес представляют так называемые click-wrap (договоры, заключаемые путем «клика» в соответствующем окошке на сайте) и browse-wrap (договоры, заключаемые путем использования самого веб-сайта) договоры, именно такое название получили самые популярные способы заключения договоров в сфере электронной торговли в западных странах и США.

В случае применения click-wrap договоров, на предложение заключить договор покупатель, заказчик, нажимая на кнопку «Я согласен», выражает свое согласие с условиями договора. Совершение таких действий является действием по выполнению указанных в оферте условий, то есть акцептом оферты конклюдентными действиями. Для того чтобы повысить шансы на признание click-wrap договора, целесообразно осуществить ряд дополнительных мер, наличие или отсутствие которых принимается во внимание судами при решении вопроса о наличии действительного соглашения между сторонами, заключенного по модели click-wrap: во-первых, пользователю должна быть обеспечена возможность предварительного ознакомления с условиями такого договора до того момента как договор будет считаться заключенным. При этом желательно, чтобы кнопка «Согласен» находилась в конце текста оферты и могла быть активирована только при условии скроллинга текста с начала и до конца. Можно усилить выражение согласия с условиями оферты добавлением фразы «С условиями договора ознакомлен и согласен». Во-вторых, пользователь должен иметь возможность отказаться от принятия условий оферты и, соответственно, от осуществления договора (это предусмотрено ст. 11 Закона). В-третьих, принятие условий соглашения должно быть с технической точки зрения необходимым условием получения услуги доступа к информационному ресурсу. В-четвертых, крайне важно обеспечить возможность распечатать и сохранить условия такого договора [2] (это условие не соблюдается большинством украинских интернет-магазинов). В Директиве 2011/83/EC «О правах потребителей» прямо говорится о последнем условии.

Browse-wrap договоры, заключаемые без явных действий пользователя, направленных на заключение договора, сам факт использования сайта уже считается юридически значимым и пользователь должен ознакомиться с условиями пользования сайтом. Насколько соответствующие действия могут свидетельствовать об акцепте такой оферты, следует оценивать отдельно в каждом конкретном случае: с одной стороны, судебная практика допускает квалификацию акцепта действий лица по использованию блага (например, программного продукта), что является предметом оферты; с другой стороны, в таких случаях осложняется доказательства того факта, что пользователь был заранее (то есть до начала использования) ознакомлен с условиями договора. Вряд ли сам по себе факт размещения на веб-сайте условий его использования создает с необходимостью договорные отношения с каждым, кто его использует. Кроме того, в некоторых случаях систематический характер посещения веб-сайта или использования предоставляемых им сервисов может служить основанием для вывода о том, что такой посетитель знал или должен был знать об условиях его использования. Существующая практика европейских судов по вопросам действительности browse-wrap договоров также неоднозначна, как и судебная практика США. Основная претензия иностранных судов, заключается в том, что условия таких соглашений не доводятся до сведения другой стороны должным образом [2].

Что касается заключения договора путем обмена электронными документами, то этот способ заключения электронного договора предусматривает персонификацию контрагентов, на этапе переговоров о заключении договоров известен не только продавец, но и потенциальный покупатель, между которыми происходит обмен электронными сообщениями, возможно согласование отдельных условий договора (это уже не договор присоединения, а обычный договор).

Закономопределен момент с которого договор считается заключенным. Воспроизведено общее правило гражданского права, договор считается заключенным с момента получения оферентом акцепта, то есть ответа о принятии предложения. Согласно ч.7 ст. 11 Закона заказ или подтверждение размещения заказа считается полученным в момент, когда сторона электронного договора получила доступ к нему (а не в момент реального получения!), при этом продавец обязан оперативно подтвердить получение такого заказа.

Местом заключения электронного договора является местонахождение юридического лица или место фактического проживания физического лица, которое является продавцом (исполнителем, поставщиком) товаров, работ, услуг (данное положение соответствует ст. 647 ГК Украины).

Отметим, что часто владелец веб-сайта интернет-магазина не является собственно продавцом товара или исполнителем работ и услуг, а только площадкой для заключения договоров между продавцом и покупателем, что нужно учитывать при определении места совершения сделки. Например, на веб-сайте http://leboutique.com/ указано, что он создан как маркетинговый информационный ресурс с целью взаимообмена информацией между собственниками или распространителями товаров, которые размещают изображения товаров на соответствующих страницах, и любыми лицами, которые имеют намерение приобрести указанные товары.

Законом предусмотрено, что покупатель (заказчик, потребитель) должен получить подтверждение совершения электронной сделки в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, билета, талона или иного документа в момент совершения сделки или в момент исполнения продавцом обязанности передать покупателю товар.

Такое положение сформулировано некорректно, поскольку право потребителя на получение подтверждения заключения договора превратилось в его обязанность, которую он не может выполнить своими действиями – он может только требовать исполнения соответствующей обязанности от продавца.

В соответствии с п. 6 ст. 12 и п. 7 ст. 13 Закона Украины «О защите прав потребителей» если потребителю не был предоставлен документ (электронный документ), который удостоверяет факт осуществления сделки, такая сделка не является основанием для возникновения обязанностей для потребителя. В случае непредоставления документа (электронного документа) или подтверждения информации потребитель уведомляет продавца (исполнителя) о недействительности договора. Продавец (исполнитель) в течение тридцати дней с момента получения такого сообщения должен вернуть потребителю полученные средства и возместить расходы, понесенные потребителем в связи с возвращением продукции.

В письме ГУ ГФС г. в Киеве от 04.01.2015 № 3/п/26-15-13-04-06-19 напоминается, что при продаже товаров продавец должен обеспечить доставку покупателю ранее распечатанного расчетного документа (чека) вместе с приобретенным товаром с помощью курьерской службы (почтовой службы). Такая служба может быть как сторонней организацией, так и структурной единицей продавца. Также чек может быть выдан покупателю курьером (почтовой службой) при передаче покупателю приобретенного товара и уплаты им средств на его приобретение. При этом чек должен быть распечатан с использованием РРО, зарегистрированного на такого курьера (почтовую службу).

Относительно доступа к персональным данным покупателей и клиентов интернет-магазинов, этот вопрос имеет важное значение, поскольку персональные данные уже стали важной «интернет-валютой», поэтому их охрана должна происходить на должном уровне. Закон содержит нормы о хранении информации и электронных документов. Отмечается, что использование персональных данных в сфере электронной коммерции может производиться в случае создания субъектом электронной коммерции условий для защиты таких данных (см. также Директива № 2002/58/ЕС о конфиденциальности и электронных средствах связи).

Обратим внимание, что из буквального толкования ст. 14 Закона следует, что сам факт регистрации покупателя в информационной системе интернет-магазина будет означать согласие на использование и обработку персональных данных (именно так часто указывается на сайтах украинских интернет-магазинов).

Однако, в соответствии с изменениями к ст. 2 Закона Украины «О защите персональных данных» в сфере электронной коммерции согласие субъекта персональных данных может быть предоставлено во время регистрации в информационно-телекоммуникационной системе субъекта электронной коммерции путем проставления отметки о предоставлении разрешения на обработку своих персональных данных согласно сформулированной цели их обработки, при условии, что такая система не создает возможностей для обработки персональных данных до момента проставления отметки.

К сожалению, большинство сайтов, которые были промониторены не обеспечили невозможность дальнейшей регистрации на сайте без проставления соответствующей отметки (в отличие от известных интернет-магазинов США или компаний, которые продают программные продукты) и не привели в соответствие с Законом порядок совершения электронных сделок,часто нет возможности ознакомиться с условиями договора (договора присоединения), распечатать его и тому подобное.

Ссылки:

  1. Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с.
  2. Савельев А.И. Электронная коммерция в России без ЭЦП: иллюзия или реальность? // Вестник гражданского права. – М.: ООО «Издат. дом В. Ема», 2013. –Т. 13.– № 3. – С. 43-88.

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. […] Напомним, что постоянный эксперт издания "Я и Закон" д.ю.н., профессор, зав. кафедрой гражданского процесса, профессор кафедры гражданского права НУ «ОЮА» Голубева Н.Ю. ранее анализировала данное нововведение и перспективы его в….  […]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here