Верховный Суд Украины высказал свою правовую позицию по делу № 6-2195цс16 об отмене решения о государственной регистрации права аренды земельных участков и возвращении земельных участков.
Отношения, связанные с арендой земли для ведения фермерского хозяйства регулируются соответствующими нормами ГК Украины, ЗК Украины, законами Украины «О фермерском хозяйстве», «Об аренде земли» и другими нормативно-правовыми актами.
Так, согласно абзацу 1 части первой статьи 7 Закона Украины «О фермерском хозяйстве» для получения (приобретения) в собственность или в аренду земельного участка государственной собственности с целью ведения фермерского хозяйства граждане обращаются в соответствующую районную государственную администрацию. Для получения в собственность или в аренду земельного участка из земель коммунальной собственности с целью ведения фермерского хозяйства граждане обращаются в местный совет.
Согласно части первой статьи 15 Закона Украины «Об аренде земли» одним из существенных условий договора аренды земли является арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.
Арендная плата в соответствии со статьей 21 Закона Украины «Об аренде земли» — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.
Частью первой статьи 13 Закона Украины «Об оценке земель» предусмотрено, что для определения размера арендной платы для земель государственной и коммунальной собственности обязательно проводится и используется нормативная денежная оценка земельных участков, которая представляет собой капитализированный рентный доход (доход, который можно получить с земли как фактора производства в зависимости от качества и местоположения земельного участка), определенный по установленным и утвержденным нормативам (статья 1 Закона Украины «Об оценке земель»).
Кроме того, по смыслу статьи 93 ЗК Украины ответчик приобретает право использовать земельный участок и обязанность платить арендную плату не с момента принятия решения компетентным органом о передаче этого участка в аренду, а с момента заключения договора аренды земли.
Итак, нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы при заключении договора аренды.
В соответствии с абзацем 13 статьи 1 Закона Украины «Об оценке земель» нормативная денежная оценка земельных участков — это капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный по установленным и утвержденным нормативам.
Частью пятой статьи 5 этого Закона предусмотрено, что нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, стоимости земельных участков площадью более 50 гектаров для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, а также при разработке показателей и еханизмив экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
Согласно части третьей статьи 201 ЗК Украины нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
Анализ приведенных правовых норм дает основания для вывода, что нормативная денежная оценка — конкретная стоимостная характеристика, содержит ряд этапов, предусмотренных действующим законодательством. В частности, это принятие уполномоченным органом власти решения о проведении нормативной денежной оценки земель, разработка технической документации денежной оценки специальным учреждением, согласование технической документации органами власти, принятия соответствующим советом решения об утверждении технической документации.