Верховный Суд Украины высказал свою правовую позицию по делу № 6-2195цс16 об отмене решения о государственной регистрации права аренды земельных участков и возвращении земельных участков.

 

Отношения, связанные с арендой земли для ведения фермерского хозяйства регулируются соответствующими нормами ГК Украины, ЗК Украины, законами Украины «О фермерском хозяйстве», «Об аренде земли» и другими нормативно-правовыми актами.

Так, согласно абзацу 1 части первой статьи 7 Закона Украины «О фермерском хозяйстве» для получения (приобретения) в собственность или в аренду земельного участка государственной собственности с целью ведения фермерского хозяйства граждане обращаются в соответствующую районную государственную администрацию. Для получения в собственность или в аренду земельного участка из земель коммунальной собственности с целью ведения фермерского хозяйства граждане обращаются в местный совет.

Согласно части первой статьи 15 Закона Украины «Об аренде земли» одним из существенных условий договора аренды земли является арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.

Арендная плата в соответствии со статьей 21 Закона Украины «Об аренде земли» — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Частью первой статьи 13 Закона Украины «Об оценке земель» предусмотрено, что для определения размера арендной платы для земель государственной и коммунальной собственности обязательно проводится и используется нормативная денежная оценка земельных участков, которая представляет собой капитализированный рентный доход (доход, который можно получить с земли как фактора производства в зависимости от качества и местоположения земельного участка), определенный по установленным и утвержденным нормативам (статья 1 Закона Украины «Об оценке земель»).

Кроме того, по смыслу статьи 93 ЗК Украины ответчик приобретает право использовать земельный участок и обязанность платить арендную плату не с момента принятия решения компетентным органом о передаче этого участка в аренду, а с момента заключения договора аренды земли.

Итак, нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы при заключении договора аренды.

В соответствии с абзацем 13 статьи 1 Закона Украины «Об оценке земель» нормативная денежная оценка земельных участков — это капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный по установленным и утвержденным нормативам.

Частью пятой статьи 5 этого Закона предусмотрено, что нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, стоимости земельных участков площадью более 50 гектаров для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, а также при разработке показателей и еханизмив экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

Согласно части третьей статьи 201 ЗК Украины нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

Анализ приведенных правовых норм дает основания для вывода, что нормативная денежная оценка — конкретная стоимостная характеристика, содержит ряд этапов, предусмотренных действующим законодательством. В частности, это принятие уполномоченным органом власти решения о проведении нормативной денежной оценки земель, разработка технической документации денежной оценки специальным учреждением, согласование технической документации органами власти, принятия соответствующим советом решения об утверждении технической документации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here