Апалькова Инна Сергеевна, к.ю.н., ассистент кафедры гражданского права Национального университета «Одесская юридическая академия» специально для издания «Я и закон» рассказала об особенностях выплаты компенсации по решению Европейского суда по правам человека.
Основной обязанностью государства по выполнению решения Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) является выплата сумм, определенных судом как справедливое возмещение заявителю. ЕСПЧ может обязать государство возместить заявителю материальный и моральный ущерб, а также судебные расходы. Выплата этих сумм является обязательной, четко определенной в решении суда.
В соответствии со статьей 41 Конвенции, если Суд признает факт нарушения Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения то Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне. Что по своей сути является справедливая сатисфакция — фактически это возмещение морального вреда, который был нанесен потерпевшей стороне вследствие нарушения его прав и свобод.
Особое значение имеет то, что справедливая компенсация назначается судом в случае, когда внутренним законодательством государства — ответчика не предусмотрена или предусмотрена лишь частичная компенсация за такое нарушение. Таким образом, оперативная разработка и принятие соответствующего нормативно-правового акта позволит избежать значительных выплат из государственного бюджета Украины, особенно в случае, когда можно прогнозировать вынесения решения суда по аналогии, причем не только к делам по Украине, но и дел в отношении других государств, в частности Восточной Европы.[3]
Однако, справедливая компенсация не всегда присуждается потерпевшей стороне, в отдельных случаях применяется такой институт как «just satisfaction» -удовлетворение требований по существу. В таком случае, справедливо именно признание права нарушенным и предоставления на национальном уровне возможности восстановить нарушенное право.
Согласно Закону «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» от 23 февраля 2006 решение ЕСПЧ выполняются органами государственной исполнительной службы в принудительном порядке по общим правилам, определенным законодательством об исполнительном производстве, но с учетом специфики по срокам и порядке выполнения таких решений, установленных вышеуказанным Законом и ЕКПЧ.
Следует отметить, что возложение обязанности исполнения решения ЕСПЧ именно на исполнительную службу вызывает ряд возражений со стороны некоторых ученых. Причем свою позицию они обосновывают тем, что функции государственной исполнительной службы сводятся к принудительному исполнению решения и такой порядок считается стимулятором для добровольного исполнения решения, кроме того при существующем регулировании, государственный служащий должен выполнять решение против собственного государства и указывать в открытом исполнительном производстве должником государство Украина [4].
В Украине в соответствии со ст. 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве» решения Европейского суда по правам человека исполняются Государственной исполнительной службой Украины.
Учитывая вышесказанное, Е.Я. Фурса считает целесообразным пересмотреть данное положение и внести изменения в Закон Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» на предмет освобождения Государственной исполнительной службы от выполнения решений ЕСПЧ.
Представляется, что с таким предложением есть больше оснований не согласиться. Так, аргументом нельзя считать тот факт, что государственная исполнительная служба, как учреждение, финансируемое из бюджета, выполнять решения против того же государства. При этом следует исходить из того, что государство признав юрисдикцию Суда, взяла на себя обязанность выполнять его решения, в этом ракурсе действия исполнительной службы нельзя рассматривать как противоречащие самой природе органа, наоборот — выполняя решение Европейского суда по правам человека государственная исполнительная служба фактически реализует обязанности, которые взяло государство на себя — а именно, выполнять решения ЕСПЧ.
Констатируя нарушение прав человека, гарантированных ЕКПЧ, ЕСПЧ требует от государства-ответчика осуществления определенных мероприятий, одна часть из которых касается конкретного лица, подвергшейся нарушении своего права, другая — исправление ситуации путем изменения законодательства или изменения практики применения этого законодательства. Целью второй части мероприятий является исправление ситуации по тому или иному вопросу настолько, чтобы предупредить обращения в ЕСПЧ по этому вопросу. Поскольку ни одна страна не смогла создать идеальное законодательство, привести всю практику применения этого законодательства к абсолюту, соответственно, изменения, которые требуются ЕСПЧ, идут только на пользу и государству, которое является ответчиком в процессе рассмотрения дела, и лицу, проживающему в этом государстве.
Конечно, от государств ожидается, что, руководствуясь решениями Европейского суда по правам человека, они сами устраняют те недостатки, имеющие их правовые системы, в соответствии с решениями ЕСПЧ относительно других стран.
Таким образом, следует сделать вывод, что выполнение решений ЕСПЧ может принадлежать исключительно к компетенции органа государственной власти Украины. В соответствии со ст. 78 Закона Украины «Об исполнительном производстве», решения иностранных судов (судов иностранного государства, других компетентных органов иностранных государств, к компетенции которых относится рассмотрение гражданских или хозяйственных дел, иностранных или международных арбитражей) признаются и выполняются в Украине в соответствии с международными договорами Украины, этого и других законов Украины, если признание и исполнение таких решений предусмотрено международными договорами Украины или по принципу взаимности [1].
На фоне законодательства и практики западноевропейских стран, где решение ЕСПЧ, как правило, не признается самодостаточным исполнительным документом, система исполнения решений ЕСПЧ в Украине существенно отличается. В частности, согласно пункту 9 части 2 статьи 17 Закона Украины «Об исполнительном производстве», решение ЕСПЧ является исполнительным документом, подлежащим исполнению государственной исполнительной службой с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека». В Украине решение ЕСПЧ фактически имеет особый статус исполнительного документа, отличный от статуса решений судов Украины, поскольку, согласно части 2 статьи 7 Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», непредставление взыскателем заявления о выплате возмещения не является препятствием для выполнения Решения.
Закон предусматривает обязательность выполнения решения ЕСПЧ в части выплаты компенсации путем взыскания соответствующей суммы на депозитный счет органа государственной исполнительной службы, где она будет находиться до момента, когда заявитель или его правопреемники обратятся с соответствующим заявлением. В соответствии со ст. 7 Закона функции по обращению Решение к исполнению в части выплаты возмещения фактически полностью возложена на Орган представительства. Действующим законодательством определена следующая процедура выполнения такого решения.
В течение десяти дней со дня получения уведомления Суд: а) направляет взыскателю сообщение с разъяснением его права подать в государственную исполнительную службу заявление о выплате возмещения, в которой должны быть указаны реквизиты банковского счета для перечисления средств; б) направляет в государственную исполнительную службу оригинальный текст и перевод резолютивной части окончательного решения суда по делу против Украины, которым признано нарушение Конвенции оригинальный текст и перевод резолютивной части окончательного решения суда о справедливой компенсации в деле против Украины, оригинальный текст и перевод решения Суда о дружественном урегулирования по делу против Украины, оригинальный текст и перевод решения суда об одобрении условий односторонней декларации по делу против Украины[2].
Государственная исполнительная служба в течение десяти дней со дня поступления документов, открывает исполнительное производство. Выплата взыскателю возмещения должна быть осуществлена в трехмесячный срок с момента вступления решения окончательным. В случае нарушения указанного срока на сумму возмещения начисляется пеня. С 2002 г.. ЕСПЧ определяет суммы справедливой сатисфакции в евро и устанавливает пеню, размер которой привязывается к годовой процентной ставки Европейского Центрального Банка.
Следует помнить, что выплата справедливого возмещения — не единственный долг, что следует из решения. Во исполнение решения ЕСПЧ, где установлено одно или несколько нарушений ЕКПЧ, государство- ответчика в зависимости от обстоятельств дела может быть обязано принять определенные меры: во-первых, меры индивидуального характера в пользу заявителя, чтобы прекратить незаконную ситуацию и возместить ее последствия, по -вторых, меры общего характера, чтобы предотвратить дальнейшие нарушением подобного типа.
Литература:
1. Об исполнительном производстве: Закон Украины от 02.06.2016 г.. Электронный ресурс [режим доступа] http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1404-19/paran18#n18
2. О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека: Закон Украины от 23.02.2006 г.. Електорний ресурс [режим доступа] http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/3477-15
3. Шевчук И.А. О Законе Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» / И. А. Шевчук // Вестник Центра судейских студий. — 2006. — № 7-8. — С. 8.
4. Фурса С.Я. Научно-практический комментарий к Закону Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» // С.Я. Фурса, Е.И. Фурса. — М .: Издатель Фурса С.Я., 2007. — С.2.