Разъяснения и рекомендации Центральной избирательной комиссии могут касаться других лиц, кроме избирательных комиссий или комиссий по референдуму, ведь обязательность их выполнения, по сути, означает необходимость их учета всеми без исключения лицами при решении вопроса о применении законодательства о выборах и референдуме, которое охватывается соответствующим разъяснением и / или рекомендации (Закон Украины от 30 июня 2004 года № 1932 IV «О Центральной избирательной комиссии»).
Таков вывод Верховного Суда в составе коллегии судей Кассационного административного суда в результате рассмотрения в апелляционном порядке дела по иску кандидата на пост Президента Украины к Центральной избирательной комиссии, в котором истец, в частности, просил признать противоправными действия ЦИК по подготовке, порядку и процедуре рассмотрения проекта постановления ЦИК от 22 февраля 2019 года № 376 «О Разъяснениях по реализации положений части шестой статьи 64 Закона Украины «О выборах Президента Украины», признать противоправным и недействительным постановление в этой части.
В апелляционной жалобе ответчик обжаловал решение суда первой инстанции, которым признано противоправным и недействительным указанное постановление ЦИК. Суд первой инстанции, в частности, исходил из того, что Закон Украины от 5 марта 1999 года №474-XIV «О выборах Президента Украины» наделяет ЦИК полномочиями по предоставлению разъяснений только по вопросам применения законодательства о выборах и исключительно с целью их использования избирательными комиссиями низшего уровня.
Верховный Суд установил, что в ЦИК обратились общественные объединения, субъекты избирательного процесса о разъяснении отдельных положений Закона «О выборах Президента Украины» относительно того, каким образом кандидат на пост Президента Украины может осуществлять возмещение агитаторам их расходов, связанных с ведением предвыборной агитации за подходящего кандидата на пост Президента Украины, не нарушая действующего законодательства. ЦИК приняла обжалуемое постановление, которым утвердил разъяснения (которые являются приложением к настоящему постановлению).
ЦИК принимает в форме постановлений разъяснения и рекомендации по вопросам применения законодательства Украины о выборах, которые являются обязательными для использования в работе избирательных комиссий и обязательными для выполнения всеми субъектами избирательного процесса и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, а также гражданами Украины (Закон Украины «О Центральной избирательной комиссии»). Кроме того, полномочия ЦИК распространяются на всю территорию Украины (п. 1 ч. 2 ст. 21 Закона «О выборах Президента Украины»).
Поэтому коллегия судей Верховного Суда пришла к выводу, что обжалуемое постановление по своим признакам является нормативно-правовым актом, к определяющим признакам которого в понимании КАС Украины (п. 18 ч. 1 ст. 4) отнесено широкий круг лиц, на которых он распространяется, обязательность, а также многократное использование.
С постановлением Верховного Суда от 5 марта 2019 года по делу № 855/58/19 (административное производство № А / 9901/49/19) — можно ознакомиться по ссылке.
В Украине хотят усилить ответственность за нарушение избирательного законодательства