Учитывая наличие в национальном законодательстве «пробелов» по ​​защите прав человека и основных свобод, в частности, в сфере пенсионного обеспечения преподавателей во внешкольных учебных заведениях, а также в целях реализации положений ст. 46 Конституции Украины относительно недопущения ограничения конституционного права граждан на достаточный жизненный уровень, требующих дополнительных гарантий социальной защиты со стороны государства, Большая Палата Верховного Суда пришла к выводу, что преподаватели внешкольных учебных заведений, которые входят в структуру образования Украины, имеют право на получение пенсии за выслугу лет.

Истица работала в детской музыкальной школе, которая является учреждением дополнительного образования, преподавателем по классу фортепиано по совместительству и преподавателем по классу фортепиано и концертмейстером. Она обратилась с письменным заявлением в Пенсионный фонд Украины Львовской области о назначении пенсии по выслуге лет, который ей отказал в назначении пенсии и сообщил, что должность преподавателя и концертмейстера во внешкольных учебных заведениях Перечнем заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года № 909, не предусмотрена. Поэтому истица не имеет права на пенсию по выслуге лет.

В постановлении от 25 мая 2016 года по делу № 419/794/15 в подобных правоотношениях Верховный Суд Украины выразил позицию об отсутствии у истицы, которая работала преподавателем в музыкальной школе, права на пенсию по выслуге лет. При этом ВСУ отметил, что при реализации права на пенсию по выслуге лет педагогическими работниками внешкольных учебных заведений необходимыми условиями для назначения пенсии по выслуге лет является наличие специального стажа работы и должности, дающей право на назначение пенсии согласно перечню, утверждаемому в порядке , который определяется Кабинетом Министров Украины.

Большая Палата Верховного Суда отступила от приведенного правового заключения, поскольку ВСУ при принятии постановления не учел и не проанализировал положения Закона Украины от 23 мая 1991 года № 1060-XII «Об образовании», Закона Украины от 22 июня 2000 года № 1841-III «О внешкольном образовании», Перечня должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июня 2000 года № 963, Перечня типов внешкольных учебных заведений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 6 мая 2011 года № 433. Указанные нормативно-правовые акты также регулируют правоотношения, возникающие при рассмотрении территориальными органами Пенсионного фонда Украины заявлений граждан о назначении пенсий по выслуге лет. На спорные правоотношения распространяется действие Перечня, утвержденного постановлением КМУ № 963, в котором должность «преподаватель» отнесена к педагогическим должностям. ВСУ отдал предпочтение менее благоприятному для истца толкованию законодательства Украины.

Таким образом, преподаватель музыкальной школы является педагогическим работником внешкольного учебного заведения, то есть работником образования. При рассмотрении территориальными органами Пенсионного фонда Украины соответствующих заявлений о назначении пенсии стаж работы преподавателем в детской музыкальной школе (учреждении дополнительного образования) должен зачисляться в льготный стаж лиц в понимании п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» даже несмотря на то, что указанная должность прямо не предусмотрена Перечнем, утвержденным постановлением КМУ № 909.

С полным текстом постановления Большой Палаты Верховного Суда от 30 января 2019 года по делу № 442/456/17 (производство № 11-860апп18) можно ознакомиться по ссылке

Большая Палата разграничила по юрисдикциям споры, возникающие с Фондом гарантирования вкладов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here