Если налогоплательщик — внутренне перемещенное лицо подал в контролирующий орган по месту фактического проживания/пребывания заявление о внесении изменений в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов по форме №5ДР и предъявил при этом справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица, то и декларацию об имущественном состоянии и доходах он подает этому контролирующему органу. Такое разъяснение налоговиков содержит Общедоступный информационно-справочный ресурс (код 103.24).
Согласно п. 49.1 ст. 49 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) налоговая декларация подается за отчетный период в установленные НКУ сроки контролирующему органу, в котором состоит на учете налогоплательщик. Пунктом 45.1 ст. 45 НКУ установлено, что налоговым адресом налогоплательщика — физического лица признается место его проживания, по которому он берется на учет как налогоплательщик в контролирующем органе. Налогоплательщик — физическое лицо может иметь одновременно не более одного налогового адреса. Налоговая декларация должна содержать обязательные реквизиты, в частности, о месте жительства налогоплательщика
При принятии налоговой декларации уполномоченное должностное лицо контролирующего органа, в котором состоит на учете налогоплательщик, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пп. 48.3 и 48.4 ст. 48 НКУ. Другие показатели, указанные в налоговой декларации налогоплательщика, до ее принятия проверке не подлежат (п. 49.8 ст. 49 НКУ).
Учитывая изложенное, налогоплательщик должен указать в налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах (далее — Декларация) актуальные данные об адресе места жительства, по которой осуществляется переписка с плательщиком. Кроме того, по данному адресу контролирующим органом может быть направлено (вручено) налоговое уведомление-решение.
Согласно п. 5 Порядка взаимодействия территориальных органов Государственной фискальной службы Украины, местных финансовых органов и территориальных органов Государственной казначейской службы Украины в процессе возвращения налогоплательщикам ошибочно и / или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 15.12.2015 г. № 1146, возврат ошибочно и / или излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц и пени осуществляется на основании поданой налогоплательщиком декларации в территориальный орган ГФС по месту администрирования (учета) ошибочно и / или излишне уплаченных сумм.
В то же время 26.04.2019 года вступил в силу приказ Министерства финансов Украины от 11.02.2019 г. № 60 «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия Государственной фискальной службы Украины, ее территориальных органов, Государственной казначейской службы Украины, ее территориальных органов, местных финансовых органов в процессе возвращения налогоплательщикам ошибочно и / или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени».
С учетом п. 4 Приказа № 60 с первого числа седьмого месяца, следующего за месяцем его официального опубликования, Приказ № 1146 теряет силу.
Итак, законодательством Украины не предусмотрена подача плательщиком налога Декларации по результатам соответствующего отчетного налогового года, более чем по одной налоговой адресу.
Кроме того, возврат ошибочно и / или излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц осуществляется только органом ГФС, к которому подана такая декларация.
В связи с ситуацией, которая сложилась в Донецкой и Луганской областях и учитывая распоряжение Кабинета Министров Украины от 7 ноября 2014 г. № 1085-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, и перечня населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения» функциональные обязанности по обслуживанию налогоплательщиков — переселенцев из временно оккупированной территории возлагаются в пределах компетенции на территориальные органы, которые находятся на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме.
Согласно части первой ст. 4 Закона Украины от 20 октября 2014 г. № 1706-VII «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» факт внутреннего перемещения подтверждается справкой о постановке на учет внутренне перемещенного лица. Такая справка выдается структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения в соответствии с Порядком оформления и выдачи справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1 октября 2014 № 509 с изменениями и дополнениями.
Пунктом 70.7 ст. 70 НКУ предусмотрено, что физические лица — налогоплательщики обязаны подавать контролирующим органам сведения об изменении данных, которые вносятся в учетную карточку в течение месяца со дня возникновения таких изменений путем подачи соответствующего заявления по форме и в порядке, определенными федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
В соответствии с Положением о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 29.09.2017 г. № 822, физические лица — налогоплательщики обязаны информировать контролирующие органы об изменении данных путем подачи заявления о внесении изменений в Государственный реестра физических лиц — плательщиков налогов по форме № 5ДР.
При предъявлении налогоплательщиком справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица в заявление по ф. № 5ДР вносится информация относительно адреса регистрации места жительства в соответствии с паспортным документом лица, и адрес фактического места жительства / пребывания — на основании информации указанной в такой справке. Таким образом, налогоплательщик — внутренне перемещенное лицо, который подал в контролирующий орган по месту фактического проживания / пребывания заявление по ф. № 5ДР и предъявил при этом справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица, подает этому контролирующему органу и Декларацию.
Однако, если такие действия не осуществлены, то Декларация подается плательщиком налога по адресу (местонахождению) контролирующего органа, который перемещен из временно оккупированной территории.