Если налогоплательщик — внутренне перемещенное лицо подал в контролирующий орган по месту фактического проживания/пребывания заявление о внесении изменений в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов по форме №5ДР и предъявил при этом справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица, то и декларацию об имущественном состоянии и доходах он подает этому контролирующему органу. Такое разъяснение налоговиков содержит Общедоступный информационно-справочный ресурс (код 103.24).

Согласно п. 49.1 ст. 49 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) налоговая декларация подается за отчетный период в установленные НКУ сроки контролирующему органу, в котором состоит на учете налогоплательщик. Пунктом 45.1 ст. 45 НКУ установлено, что налоговым адресом налогоплательщика — физического лица признается место его проживания, по которому он берется на учет как налогоплательщик в контролирующем органе. Налогоплательщик — физическое лицо может иметь одновременно не более одного налогового адреса. Налоговая декларация должна содержать обязательные реквизиты, в частности, о месте жительства налогоплательщика

При принятии налоговой декларации уполномоченное должностное лицо контролирующего органа, в котором состоит на учете налогоплательщик, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пп. 48.3 и 48.4 ст. 48 НКУ. Другие показатели, указанные в налоговой декларации налогоплательщика, до ее принятия проверке не подлежат (п. 49.8 ст. 49 НКУ).

Учитывая изложенное, налогоплательщик должен указать в налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах (далее — Декларация) актуальные данные об адресе места жительства, по которой осуществляется переписка с плательщиком. Кроме того, по данному адресу контролирующим органом может быть направлено (вручено) налоговое уведомление-решение.

Согласно п. 5 Порядка взаимодействия территориальных органов Государственной фискальной службы Украины, местных финансовых органов и территориальных органов Государственной казначейской службы Украины в процессе возвращения налогоплательщикам ошибочно и / или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 15.12.2015 г. № 1146, возврат ошибочно и / или излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц и пени осуществляется на основании поданой налогоплательщиком декларации в территориальный орган ГФС по месту администрирования (учета) ошибочно и / или излишне уплаченных сумм.

В то же время 26.04.2019 года вступил в силу приказ Министерства финансов Украины от 11.02.2019 г. № 60 «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия Государственной фискальной службы Украины, ее территориальных органов, Государственной казначейской службы Украины, ее территориальных органов, местных финансовых органов в процессе возвращения налогоплательщикам ошибочно и / или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени».

С учетом п. 4 Приказа № 60 с первого числа седьмого месяца, следующего за месяцем его официального опубликования, Приказ № 1146 теряет силу.

Итак, законодательством Украины не предусмотрена подача плательщиком налога Декларации по результатам соответствующего отчетного налогового года, более чем по одной налоговой адресу.

Кроме того, возврат ошибочно и / или излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц осуществляется только органом ГФС, к которому подана такая декларация.

В связи с ситуацией, которая сложилась в Донецкой и Луганской областях и учитывая распоряжение Кабинета Министров Украины от 7 ноября 2014 г. № 1085-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, и перечня населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения» функциональные обязанности по обслуживанию налогоплательщиков — переселенцев из временно оккупированной территории возлагаются в пределах компетенции на территориальные органы, которые находятся на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме.

Согласно части первой ст. 4 Закона Украины от 20 октября 2014 г. № 1706-VII «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» факт внутреннего перемещения подтверждается справкой о постановке на учет внутренне перемещенного лица. Такая справка выдается структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения в соответствии с Порядком оформления и выдачи справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1 октября 2014 № 509 с изменениями и дополнениями.

Пунктом 70.7 ст. 70 НКУ предусмотрено, что физические лица — налогоплательщики обязаны подавать контролирующим органам сведения об изменении данных, которые вносятся в учетную карточку в течение месяца со дня возникновения таких изменений путем подачи соответствующего заявления по форме и в порядке, определенными федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

В соответствии с Положением о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 29.09.2017 г. № 822, физические лица — налогоплательщики обязаны информировать контролирующие органы об изменении данных путем подачи заявления о внесении изменений в Государственный реестра физических лиц — плательщиков налогов по форме № 5ДР.

При предъявлении налогоплательщиком справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица в заявление по ф. № 5ДР вносится информация относительно адреса регистрации места жительства в соответствии с паспортным документом лица, и адрес фактического места жительства / пребывания — на основании информации указанной в такой справке. Таким образом, налогоплательщик — внутренне перемещенное лицо, который подал в контролирующий орган по месту фактического проживания / пребывания заявление по ф. № 5ДР и предъявил при этом справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица, подает этому контролирующему органу и Декларацию.

Однако, если такие действия не осуществлены, то Декларация подается плательщиком налога по адресу (местонахождению) контролирующего органа, который перемещен из временно оккупированной территории.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here