Что вы знаете про сквиз-аут? Этот механизм был введен в правовое поле Украины в 2017 году и стал обязательной процедурой для продажи акций по требованию владельцев доминирующего пакета акций, при принятии Верховной Радой Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах» от 23.03.2017 г. No 1983-VIII.

Мы провели анализ данной процедуры и подвели итоги уже осуществленных процедур сквиз-аута.

Закон Украины «О повышении уровня корпоративного управления в акционерных обществах» от 23 марта 2017 года, с одной стороны закрыл пробел в действующем законодательстве и ввел обязательную продажу акций по требованию лица или лиц, являющихся владельцем доминирующего контрольного пакета в размере 95% (сквиз-аут).

Однако, с другой стороны данный Закон показал несовершенность механизмов реализации его положений. Сквиз-аут это новое явление в украинском правовом поле. Процедура хоть и принудительная, но предполагает обязательный выкуп акций по справедливой стоимости.

Справедливая стоимость акций — это важнейший фактор, который призван отличить механизм сквиз-аута от банального незаконного присвоения акций миноритариев. Определение такой справедливой цены акций, должно защитить право собственности мелких акционеров, в соответствии с нормами действующего законодательства.

Несмотря на то, что самым важным аспектом сквиз-аута как раз и является цена обязательной продажи, но именно она и вызывает больше все неудовлетворенности со стороны миноритарных акционеров.

Указанным законом определено, что ценой обязательной продажи акций устанавливается наибольшая из следующих оценок:

  • «самая высокая цена акции, по которой заявитель требования приобретал акции общества в течение последних 12 месяцев»;
  • «средний биржевой курс акций на соответствующей фондовой бирже, рассчитанный за последние три месяца их обращения»;
  • «рыночная стоимость акций общества, определенная субъектом оценочной деятельности по состоянию на день, предшествующий дате вступления заявителем требования доминирующего пакета акций».

В тоже время, несмотря на некую свободу выбора определения справедливой цены выкупа, основным способом определения цены является определение стоимости субъектом оценочной деятельности. И как раз здесь начинаются проблемы.

Говоря откровенно, независимые оценщики, при определенных условиях, остаются независимыми только на словах. Несовершенство механизмов оценки, в дополнении с человеческим фактором, позволяет субъектам оценочной деятельности поступать в интересах заказчиков, тем самым значительно занижая стоимость акций.

Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку знает о существующей проблеме, однако указывает на то, что к полномочиям регулятора относится проверка соблюдения требований законодательства при выборе способа оценки стоимости акций, а не признание результатов оценки акций законным или незаконным.

То есть, НКЦБФР может определить правомерно ли был использован выбранный собственником крупного доминирующего пакета акций тот или иной способ определения оценки. Однако, является ли справедливой цена выкупа, выраженная в денежном эквиваленте, комиссия не может, ввиду отсутствия надлежащих полномочий на это.

Это значит, что в случае если акционер не согласен с выбранным способом оценки акций, он может обратиться к регулятору с требованием о проведении проверки нарушений со стороны акционерного общества и собственника доминирующего пакета акций, именно в части выбранного способа проверки, а не самой цены, которая была определена, в зависимости от выбранного способа.

В случае несогласия непосредственно с результатами оценки стоимости акций, которая и определяет справедливую стоимость выкупа, акционерам следует обращаться в Фонд Государственного имущества Украины или же в профильные организации, для того что-бы получить вывод о том, насколько предложенная цена является справедливой.

По состоянию на сегодняшний день, НКЦБФР получила ответы по около 60 процедурам оценки, и 12 из них были признаны некачественными.Однако, в любом случае для окончательного решения вопроса миноритарным акционерам придется обращаться в суд.

Перспективы таких обращений в суд предугадать невозможно. Одно становиться ясным: миноритарный акционер в данном процессе будет выступать в качестве более экономически слабой стороны. В совокупности с отсутствием четкой процедуры обжалования проведения процедуры принудительного выкупа акций, на первый план выходит способность сторон противостоять друг другу в суде, а в данном случае крупный мажоритарный акционер находится в выигрышном положении.

В целом, анализ проблем проведения процедуры свиз-аута в Украине позволяет прийти к следующим выводам:

  1. Процедура обязательной продажи акций по требованию владельцев доминирующего контрольного пакета акций уже успешно проводится в Украине владельцами таких контрольных пакетов акций, хотя и количество таких проведенных процедур намного ниже ожидаемого уровня.  Это говорит о выполнении своих обязательств Украины перед ЕС, в части имплементации положений Директивы ЕС No 2004/25/ЕС от 21.04.2004 г. Применение данной процедуры на практике свидетельствует о повышении уровня и усовершенствовании корпоративного законодательства в целом.
  2. В тоже время, можно говорить о несовершенстве внутренних положений законодательства Украины в части определения справедливой цены выкупа акций. Этот вопрос требует вмешательства регулятора для защиты экономически слабой стороны — миноритарных акционеров, и детализации механизма проведения оценки акций на законодательном уровне.

Автор: Зеленин Виталий,

адвокат юридического объединения «Altius»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here