На прошлой неделе Верховная Рада в первом чтении приняла законопроекты 8487 и 8488, которые призваны урегулировать импорт в страну б/у автомобилей. В этой статье мы разберем основные положения данных законопроектов.
Данные законопроекты разработаны широким кругом авторов во главе с Ниной Южаниной и Робертом Горватом.
Законопроект предусматривает новую формулу расчета акциза для б/у авто по формуле 50 умножить на коэффициент двигателя (75 для дизельных двигателей), который равен его объёму, и на коэффициент возраста автомобиля. Таким образом, эта формула является налогом на возраст автомобиля. Смотрите ниже приведена таблицы.
Для бензиновых двигателей
БЕНЗИН | Коеф. | Вік автомобіля (повних календарних років) | |||||||
Нові | 2 роки | 5 років | 7 років | 10 років | 15 років | 20 років | 25 років | ||
Об’єм
двигуна |
1 | 2 | 5 | 7 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
900 | 0,9 | 45 | 90 | 225 | 315 | 450 | 675 | 900 | 1 125 |
1000 | 1,0 | 50 | 100 | 250 | 350 | 500 | 750 | 1 000 | 1 250 |
1200 | 1,2 | 60 | 120 | 300 | 420 | 600 | 900 | 1 200 | 1 500 |
1500 | 1,5 | 75 | 150 | 375 | 525 | 750 | 1 125 | 1 500 | 1 875 |
1600 | 1,6 | 80 | 160 | 400 | 560 | 800 | 1 200 | 1 600 | 2 000 |
1800 | 1,8 | 90 | 180 | 450 | 630 | 900 | 1 350 | 1 800 | 2 250 |
2000 | 2,0 | 100 | 200 | 500 | 700 | 1 000 | 1 500 | 2 000 | 2 500 |
2100 | 2,1 | 105 | 210 | 525 | 735 | 1 050 | 1 575 | 2 100 | 2 625 |
2200 | 2,2 | 110 | 220 | 550 | 770 | 1 100 | 1 650 | 2 200 | 2 750 |
2500 | 2,5 | 125 | 250 | 625 | 875 | 1 250 | 1 875 | 2 500 | 3 125 |
2800 | 2,8 | 140 | 280 | 700 | 980 | 1 400 | 2 100 | 2 800 | 3 500 |
3000 | 3,0 | 150 | 300 | 750 | 1 050 | 1 500 | 2 250 | 3 000 | 3 750 |
3500 | 3,5 | 175 | 350 | 875 | 1 225 | 1 750 | 2 625 | 3 500 | 4 375 |
4000 | 4,0 | 200 | 400 | 1 000 | 1 400 | 2 000 | 3 000 | 4 000 | 5 000 |
4500 | 4,5 | 225 | 450 | 1 125 | 1 575 | 2 250 | 3 375 | 4 500 | 5 625 |
5000 | 5,0 | 250 | 500 | 1 250 | 1 750 | 2 500 | 3 750 | 5 000 | 6 250 |
5500 | 5,5 | 275 | 550 | 1 375 | 1 925 | 2 750 | 4 125 | 5 500 | 6 875 |
6000 | 6,0 | 300 | 600 | 1 500 | 2 100 | 3 000 | 4 500 | 6 000 | 7 500 |
Для дизельных
ДИЗЕЛЬ | Коеф. | Вік автомобіля (повних календарних років) | |||||||
Нові | 2 роки | 5 років | 7 років | 10 років | 15 років | 20 років | 25 років | ||
Об»єм
двигуна |
1 | 2 | 5 | 7 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
900 | 0,9 | 68 | 135 | 338 | 473 | 675 | 1 013 | 1 350 | 1 688 |
1000 | 1,0 | 75 | 150 | 375 | 525 | 750 | 1 125 | 1 500 | 1 875 |
1200 | 1,2 | 90 | 180 | 450 | 630 | 900 | 1 350 | 1 800 | 2 250 |
1500 | 1,5 | 113 | 225 | 563 | 788 | 1 125 | 1 688 | 2 250 | 2 813 |
1600 | 1,6 | 120 | 240 | 600 | 840 | 1 200 | 1 800 | 2 400 | 3 000 |
1800 | 1,8 | 135 | 270 | 675 | 945 | 1 350 | 2 025 | 2 700 | 3 375 |
2000 | 2,0 | 150 | 300 | 750 | 1 050 | 1 500 | 2 250 | 3 000 | 3 750 |
2100 | 2,1 | 158 | 315 | 788 | 1 103 | 1 575 | 2 363 | 3 150 | 3 938 |
2200 | 2,2 | 165 | 330 | 825 | 1 155 | 1 650 | 2 475 | 3 300 | 4 125 |
2500 | 2,5 | 188 | 375 | 938 | 1 313 | 1 875 | 2 813 | 3 750 | 4 688 |
2800 | 2,8 | 210 | 420 | 1 050 | 1 470 | 2 100 | 3 150 | 4 200 | 5 250 |
3000 | 3,0 | 225 | 450 | 1 125 | 1 575 | 2 250 | 3 375 | 4 500 | 5 625 |
3500 | 3,5 | 263 | 525 | 1 313 | 1 838 | 2 625 | 3 938 | 5 250 | 6 563 |
4000 | 4,0 | 300 | 600 | 1 500 | 2 100 | 3 000 | 4 500 | 6 000 | 7 500 |
4500 | 4,5 | 338 | 675 | 1 688 | 2 363 | 3 375 | 5 063 | 6 750 | 8 438 |
5000 | 5,0 | 375 | 750 | 1 875 | 2 625 | 3 750 | 5 625 | 7 500 | 9 375 |
5500 | 5,5 | 413 | 825 | 2 063 | 2 888 | 4 125 | 6 188 | 8 250 | 10 313 |
6000 | 6,0 | 450 | 900 | 2 250 | 3 150 | 4 500 | 6 750 | 9 000 | 11 250 |
Также устанавливается ставка 100 евро за гибридный автомобиль и нулевая ставка для кузовов легковых автомобилей.
Отдельным положением является снижение экологического стандарта с Евро-5 до Евро-3, что позволяет ввозить машины не старше 1999 года выпуска.
Также существует альтернативный законопроект авторства депутатов от «Самопомощи» во главе с главой таможенного подкомитета ВР Татьяной Остриковой.
Данный законопроект тоже предполагает альтернативные ставки на акциз, которые ниже, чем в законопроекте у Южаниной.
Как видим, оба законопроекта сохранили нулевые ставки акциза для электрокаров, но не сохранили льготу по принципу «одно авто с нулевым акцизом в одни руки». Напомню, что целью данной нормы было предоставление возможности для каждого гражданина Украины, купить в личное пользование дешевое авто без уплаты комиссий посредникам. Таким образом непонятна логика не включения этой нормы в данные законопроекты.
Введение акциза – это ограничительная мера, направленная на защиту отечественного производителя от более дешевого импорта. По данным Ассоциации автопроизводителей Украины, за первое полугодие 2018 года в Украине не было выпущено ни одного отечественного легкового автомобиля. Единственным работающим предприятием в данном сегменте является завод «Еврокар», на котором собирают «Skoda». Таким образом сохранение акциза на импорт легковых автомобилей в Украину выглядит нелепо, поскольку данный налог защищает то, чего на самом деле нет.
Отдельно хочется уделить внимание акцизным ставкам на ввоз б/у авто в Евросоюзе. Там б/у авто принято считать, машину старше 6 месяцев или имеющую на спидометре более 6000 километров пробега.
За ввоз такого автомобиля владелец уплатит:
в Испании 21% НДС и 10% таможенной пошлины – от стоимости автомобиля;
В Дании, налог 105% на первые 62,700 крон и 180% на остальную часть;
В Польше — НДС — 23%, пошлина-10%, акциз 3.1% для объема до 2 литров и 18,6% для объема свыше 2 литров;
В Германии 29% из которых 10% составляет акциз, а 19% — это НДС;
В Италии – НДС 21%, а акциз 11%;
Во Франции – 10% — акциз и 20% — НДС, также нужно будет уплатить региональный налог, который в среднем составляет 50 евро, а также оформить сертификаты происхождения и технического состояния, каждый из которых стоит около 100 евро.
Также нужно помнить, что машины, которые не отвечают экологическим стандартам Евро, которые действуют в данный момент — облагаются экологическим налогом, сумма которого растет с возрастом автомобиля.
Из приведенных цифр видно, что ситуация с налоговой нагрузкой на импорт авто достаточно лояльная для граждан, с перспективой к улучшению. Я уверен, что следующим шагом должно быть наращивание инфраструктуры для электрокаров, что приведет к повышению экологических стандартов по факту.
Но в затруднительном положении остаются владельцы машин на «еврономерах», поскольку многие из них юридически не являются владельцами этих машин, и пользуются ими на основании доверенности, которая может быть отозвана собственником, и не дает возможности без его согласия переоформить на себя такое авто. Также, неизвестно что делать с теми, кто нарушил режим «транзит», ведь таким лицам придется в любом случае уплатить штрафы за это нарушение.
Я считаю, что с учетом правок, направленных на возврат принципа «одна машина – в одни руки без акциза», а также возможному пересмотру стоимости акциза в сторону уменьшения, данные законопроекты являются положительными для рынка импортных автомобилей. Также Украина получит перспективный законопроект, который позволит изменить подход и может стать отправной точкой для легализации уже ввезенных в Украину не зарегистрированных машин из Европы.