21 сентября в ВРУ зарегистрирован проект Закона Украины №5151 «О внесении изменений в действующее законодательство по восстановлению возможности апелляционного и кассационного обжалования прокурором, органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным субъектом властных полномочий».
Своим мнением относительно достоинств и недостатков, а также целесообразности принятия данного законопроекта с «Я и Закон» поделилась кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса НУ «Одесская юридическая академия» Наталья Волкова.
Проект Закона Украины «О внесении изменений в действующее законодательство по восстановлению возможности апелляционного и кассационного обжалования прокурором, органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным субъектом властных полномочий» имеет целью восстановить принцип равенства сторон процесса, а также устранить искусственные препятствия, которые было создано в процессуальном законодательстве об установлении предельного (присичного) срока на обжалование судебных решений только прокурорами и органами власти, не может быть восстановлен независимо от каких причин.
Законом Украины от 20.12.2011 № 4176-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка осуществления судопроизводства» внесены изменения в ст. ст. 93, 110 ГПК Украины, ст. ст. 297, 328 ГПК Украины, ст. ст. 189, 214 Кодекса административного судопроизводства Украины, которая предусматривает отказ в открытии апелляционного (кассационного) производства независимо от уважительности причин пропуска срока на обжалование, в случае если жалоба прокурора, органа государственной власти, органа местного самоуправления или иного субъекта властных полномочий подана по истечении одного года с момента вынесения решения (вступления в законную силу).
Считаем, что такая норма в действующих процессуальных законодательных актов, которой установлено усеченный срок на обжалование в апелляционном и кассационном порядке судебных решений для органов государственной власти, органов местного самоуправления и прокуроре является спорной. С одной стороны, указанная норма призвана дисциплинировать субъектов властных полномочий, но с другой — она ставит в неравные условия участников судебного процесса, тем самым противоречит положениям статей 129 Конституции Украины, 42 ГПК Украины, 5 ГПК Украины, 10 Кодекса административного судопроизводства Украины, вследствие чего прямо противоречит действующим принципам судопроизводства.
Исходя из вышеприведенного можно сделать вывод о том, что представленный для анализа проект Закона Украины «О внесении изменений в действующее законодательство по восстановлению возможности апелляционного и кассационного обжалования прокурором, органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным субъектом властных полномочий» целесообразно и могут быть внесены к рассмотрению в установленном порядке.