Новации в Законе «Об исполнительном производстве» ухудшат показатели фактического исполнения решений, — эксперт

2
1017

В соответствии с предложенным проектом Закона «Об исполнительном производстве», принятым парламентом Украины в первом чтении, в случае, если должник официально оформлен на предприятии и взыскателю известно наименование и адрес предприятия, он будет иметь возможность обратиться непосредственно в бухгалтерию предприятия с соответствующим заявлением. Об этом изданию «Я и Закон» заявил руководитель проекта «Частные исполнители» Владимир Боеру.

«В заявлении взыскателю необходимо будет указать кроме реквизитов исполнительного документа, реквизиты банковского счета на который необходимо перечислять взысканные средства, а также, реквизиты документа, удостоверяющего личность. Какие-либо другие документы кроме исполнительного документа к заявлению прикреплять не обязательно», — пояснил он.

По мнению эксперта, это избавит взыскателей от необходимости обращаться в органы исполнительной службы или к частным исполнителям, если им известно место работы должника.

«Заинтересованы в этом и сами должники, поскольку с них не будут взыскиваться дополнительные платежи кроме самой задолженности. Так же и правоохранительные органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности, будут иметь возможность обращаться непосредственно к работодателю должника. И если раньше правонарушитель не был заинтересован сообщать правоохранителям место своей работы, то теперь это будет в его интересах. Коммунальные предприятия, взыскивающие задолженность с потребителей своих услуг также не будут лишены такой возможности», — заявил Владимир Боеру.

Однако, добавил он, в случае наличия задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей или в случае несогласия должника с ее размерами, взыскатель имеет право предъявить исполнительный документ для принудительного исполнения в органы государственной исполнительной службы или частному исполнителю.

«Предприятия, учреждения, организации, физлица-предприниматели и физические лица, выплачивающие должнику, соответственно, заработную плату, пенсию, стипендию и другие доходы, по заявлению взыскателя обязаны производить отчисления с заработной платы, пенсии, стипендии и других доходов должника в размере, установленном исполнительным документом, с учетом положений статьи 70 указанного Закона точно так, как если бы постановление пришло от исполнителя», — рассказал эксперт

По его мнению, такая норма будет согласовываться с Семейным кодексом Украины, поскольку статью 187 кодекса дополнят частью четвертой такого содержания: «4. Лицо, в пользу которого присуждены алименты на ребенка, может самостоятельно подать заявление с исполнительным листом об отчислении алиментов из заработной платы, пенсии, стипендии или иного дохода плательщика алиментов непосредственно по месту выплаты плательщику алиментов заработной платы, пенсии, стипендии или иного дохода. На основании заявления такого лица алименты отчисляются из заработной платы, пенсии, стипендии или иного дохода плательщика алиментов в размере, указанном в исполнительном листе и в сроки, определенные частью второй этой статьи, и перечисляются лицу, в пользу которого присуждены алименты, по его адресу или на счет, указанный в заявлении».

«Такая новация несколько снизит нагрузку на исполнителей, однако, вместе с тем, существенно ухудшит показатели фактического исполнения решений. Аналогичная норма уже много лет существует в российском законе об исполнительном производстве и, по сути, отличается только ограничением до 25 тысяч рублей», — заключил В. Боеру.

Напомним, предложенные законопроекты были приняты Парламентом в первом чтении.

Читайте также: Минюст готовится к внедрению реформы исполнительной службы, не дожидаясь принятия законов, – Шкляр

Напомним, 8 октября 2015 года Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона «Об исполнительном производстве».

Частью пятой статьи 26 указанного проекта предусматривается, что исполнитель не позднее следующего рабочего дня с дня поступления к нему исполнительного документа, выносит постановление об открытии исполнительного производства, в котором указывает об обязанности должника подать декларацию о доходах и имуществе должника, предупреждает должника об ответственности за не предоставление такой декларации или внесение в нее заведомо неправдивых ведомостей.

Кроме того, часть пятая статьи 19 этого проекта предусматривает обязанность должника по решениям имущественного характера на протяжении пяти рабочих дней со дня открытия исполнительного производства декларацию о доходах и имуществе должника, в том числе, об имуществе, которое находится в залоге (ипотеке) или у других лиц, или о денежных средствах и имуществе, принадлежащем должнику от других лиц, в форме, установленной Министерством юстиции Украины.

За нарушение требований этого закона, в том числе, за не предоставление должником по требованию исполнителя декларации или указание в декларации неправдивых ведомостей или несообщение об изменении таких ведомостей, для должника наступает административная, а при наличии состава преступления – уголовная, ответственность. Таким образом, минимальное наказание, которое ждет должника в случае не предоставления декларации вовремя – штраф от 850 гривен.

Напомним также, ожидалось, что указанный законопроект вступит в силу с 1 марта 2016 года, однако, не был своевременно подан Комитетом ВРУ по вопросам правовой политики и правосудия на рассмотрение во втором чтении.

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь