20 ноября 2019 года Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда рассмотрел вопрос о полномочиях органов местного самоуправления на осуществление мероприятий по государственному надзору (контролю) в сфере рекламных услуг (дело № 522/19532/14а).
Согласно ст. 1 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, государственный надзор (контроль) — это деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных коллегиальных органов, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных законом, по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг допустимого уровня опасности для населения, окружающей природной среды.
Исключительно законами устанавливаются органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности; виды хозяйственной деятельности, которые являются предметом государственного надзора (контроля); полномочия органов государственного надзора (контроля); санкции за нарушение требований законодательства и перечень нарушений, которые являются основанием для выдачи органом государственного надзора (контроля) предписания, распоряжения или другого распорядительного документа.
Орган государственного надзора (контроля) не может осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, если закон прямо не уполномочивает такой орган на осуществление государственного надзора (контроля) в определенной сфере хозяйственной деятельности и не определяет полномочия такого органа при осуществлении государственного надзора ( контроля).
Полномочия органов местного самоуправления и их исполнительных органов урегулированы Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине», однако положения этого Закона не содержат полномочий таких органов на осуществление мероприятий по государственному надзору (контролю) в сфере рекламных услуг.
В то же время основы рекламной деятельности в Украине, регулирование отношений, возникающих в процессе производства, распространения и потребления рекламы урегулирован Законом Украины «О рекламе». Статьей 26 этого Закона предусмотрено органы, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением законодательства Украины о рекламе, к которым относятся
- центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей — относительно защиты прав потребителей рекламы;
- Антимонопольный комитет Украины — относительно соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции;
- Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания — относительно телерадиоорганизаций всех форм собственности;
- центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную финансовую политику, — по рекламе государственных ценных бумаг;
- Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку — по рекламе на фондовом рынке;
- центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сферах строительства, архитектуры, — по сооружению жилого дома;
- центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости населения, — по рекламе о вакансиях (приеме на работу).
Органы местного самоуправления и их исполнительные органы в этом перечне отсутствуют.
Поскольку действующим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством определено уполномоченные органы на осуществление мероприятий государственного контроля (надзора) и ответчик к таковым не отнесен, а потому при таком правового регулирования не имел полномочий принимать меры государственного контроля, предусмотренные Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора ( контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Законодательством не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по утверждению порядков, положений или любых других документов, регламентирующих проведение демонтажа установленных сооружений (дело № 705/6569/16-а).
На установку вывесок с курсом валют требуется разрешение — Верховный Суд
В соответствии с Типовыми правилами размещения внешней рекламы от 29.12.2003 года №2067 предусмотрено, что в случае невыполнения в установленный срок требований об устранении нарушений, исполнительные органы городских советов подают информацию специально уполномоченному органу исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Таким образом, в случае выявления невыполнения требования по маркировке рекламных средств ответчик, действуя в пределах определенной законом компетенции вправе был обратиться в уполномоченный орган государственного надзора (контроля).
Выдавая предписание на демонтаж рекламных конструкций и осуществляя такой демонтаж орган местного самоуправления действовал за пределами определенной законом компетенции, в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.