6 ноября 2019 года Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда в рамках дела № 461/6414/17 исследовал вопрос об отнесении табло с курсами валют к внешней рекламе.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О рекламе» внешняя реклама — реклама, которая размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог; рекламные средства — средства, используемые для доведения рекламы до ее потребителя. Положениями ч. 1 ст. 16 Закона Украины «О рекламе» предусмотрено, что размещение внешней рекламы в населенных пунктах проводится на основании разрешений, предоставляемых исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов, а за пределами населенных пунктов — на основании разрешений, предоставляемых областными государственными администрациями, а на территории Автономной Республики Крым — Советом министров Автономной Республики Крым.

Типовые правила размещения внешней рекламы утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2003 года № 2067. Эти Правила регулируют отношения, возникающие в связи с размещением внешней рекламы в населенных пунктах, и определяют порядок предоставления разрешений на размещение такой рекламы.

Согласно абз. 7 п. 2 Правил, специальные конструкции — это временные и стационарные рекламные средства (световые и несветовые, наземные и неназемные (воздушные), плоские и объемные стенды, щиты, панно, транспаранты, тролли, таблички, короба, механические, динамические, электронные табло, экраны, панели, тумбы, сложные пространственные конструкции, аэростаты, воздушные шары и т.д.), которые используются для размещения рекламы.

По предписаниям ч. 7 ст. 8 и ч. 6 ст. 9 Закона Украины «О рекламе» не считается рекламой:

  • размещение информации о производителе товара и / или товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и / или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и / или его упаковке;
  • вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаки для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), время работы, которая размещена на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещение на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, у входа в такое помещение.

Аналогичная правовая позиция высказана 11 апреля 2018 года Верховным Судом в составе коллегии судей Кассационного административного суда в рамках дела № 323/1766/17, административное производство №К / 9901/1570/17.

Кроме того, Верховный Суд обращает внимание, что если на вывеске содержится информация, которая не содержит призывов к приобретению конкретного товара или получению услуг истца, она не является информацией, предназначенной сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интереса в отношении юридического лица или конкретного товара ( услуг), поставляемой / предоставляется предприятием, а потому не является рекламой и не требует специального разрешения на размещение наружной рекламы (Постановление Верховного Суда в составе коллегии судей Кассационного административно в суд от 4 сентября 2019 года по делу № 1340/4421/18.

Информация об установлении курсов покупки и продажи иностранных валют не требует получения разрешения на размещение рекламы, в случае ее размещения в обозримом клиентами месте в кассе банка. В то же время, размещение указанной информации на специальной конструкции на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог является наружной рекламой, которая содержит сведения об одном из видов деятельности банка и о коммерческих курсах валют, предлагаемых к обмену в конкретном банке, и имеет целью сформировать или поддержать осведомленность неопределенного круга лиц и их интерес относительно предложенных валютно-обменных операций для получения прибыли от указанных операций.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here