Только тогда, когда человек выражает свои мысли или убеждения, государство узнает об их существовании – такое заключение сделал Европейский Суд по правам человека.
Право на свободу мысли, слова, мировоззрения и вероисповедания обеспечивается: правом на свободу вероисповедания, беспрепятственно проводить религиозные культы и обряды, возможность свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом (ст. 34 Конституции Украины).
Статьей 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано свобода мысли, совести и вероисповедания. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает в себя свободу менять свою религию или убеждения, свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и ритуальных обрядом. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности, для защиты прав и свобод других лиц.
Термины «мысль, «совесть» и «религия» могут охватывать широкий спектр интеллектуальной и духовной деятельности, поэтому Европейский Суд тщательно подходит к анализу обращений о нарушении данной статьи, решая, действительно ли эти убеждения, определенные действиями, попадают под сферу действия этой статьи.
Так, в деле Кузнецов против Украины Европейский суд установил, что государство вмешивалось в реализацию заключенного «свободы выявления религиозных взглядов или веры», путем запрета посещения заключенным недельной службы. Такое вмешательство противоречит ст. 9 Конвенции.
Право на свободу мысли, совести и религии осуществляется внутри каждого человека, преимущественно в ее чувствах и мыслях. Только тогда, когда человек выражает свои мысли или убеждения, государство узнает об их существовании.
Ограничения, которые государство накладывает, должно быть обоснованным и мотивированным. При этом, ограничения, связанные с защитой интересов национальной безопасности, может быть оправдано лишь тогда, когда связано с защитой существования страны или ее территориальной целостности вызванных как внешними факторами (военной агрессией) так и от внутренних (подстрекательство к свержению правительства силой).
Во время действия чрезвычайного положения, угрожающего существованию страны, и наличие которого официально и законно объявлено в соответствии с нормами национального и международного права, государство может предусматривать ограничения на свободу слова и информации, но только в той степени, которая строго соответствует требованиям определенной ситуации.
При этом, ограничение свободы высказываний, хотя бы на основании интересов защиты национальной безопасности, ни в коем случае не должно предусматривать дискриминацию по признаку цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, гражданства, имущественного положения, рождения.