29-30 октября в Женеве состоялась Региональная европейская встреча «Пекин+25», организованная Европейской экономической комиссией и ООН Женщины. Участники встречи должны были проанализировать, каким образом в регионе воплощались рекомендации Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин и чего удалось достичь в обеспечении равных прав женщин и мужчин за время после ее проведения.
О женевском событии и вопросах, которые обсуждались на нем, говорим с заместительницей руководителя правительственной делегации Украины, Правительственной уполномоченной по вопросам гендерной политики Катериной ЛЕВЧЕНКО.
— Почему Региональная конференция в Европе называется «Пекин+25»?
— Конференция ООН, состоявшаяся в 1995 году в столице Китая, получила название «Пекинская». Ее итоговый документ, соответственно, вошел в историю как Пекинская платформа действий. И это хорошо известный документ, как в профессиональной среде, так и среди общественных организаций в разных странах, в частности и в Украине.
Пекинская конференция стала одной среди ряда соответствующих мероприятий ООН, которые начались в 1975 году. В тот период вопросы борьбы за права женщин были очень актуальны. Они не решались «автоматически», за них нужно было бороться, и международная общественность сосредотачивалась на этом.
Для Украины Пекинская конференция была очень важной. Если на предыдущих трех украинские женщины входили в общую делегацию СССР, то теперь они представляли независимое государство. А вот возглавлял делегацию мужчина – тогдашний вице-премьер Иван Курас, потому что женщин на соответствующих должностях у нас еще не было. Параллельно проходил и Форум неправительственных организаций, в котором принимала участие большая группа общественных активисток. Я также была среди них.
После Пекина всемирных конференций по положению женщин больше не проводилось. В некоторой степени это было связано с тем, что Пекинская платформа действий определила достаточно широкие и важные вопросы, воплощение которых должно было сказаться на развитии государственной гендерной политики в разных странах. Но все ли они выполнены и не утратили ли актуальности на данный момент? Сегодня мы подытоживаем сделанное, «Пекин+25» – это своеобразный тренд, символизирующий и изменения, которые произошли, и будущие задачи.
— Какими были основные цели Пекинской платформы действий?
— Среди главных можно назвать 12 целей. Они концентрируются вокруг следующих тем: «Женщины и бедность», «Образование и профессиональная подготовка женщин», «Женщины и здравоохранение», «Насилие над женщинами», «Женщины и вооруженные конфликты», «Женщины и экономика», «Участие женщин в работе директивных органов и в процессах принятия решений», «Институционные механизмы улучшения положения женщин», «Права человека женщин», «Женщины и средства массовой информации», «Женщины и окружающая среда», «Девушки».
Мир развивается и много вопросов решается. Однако ни одна из упомянутых целей не утратила актуальности за эти 25 лет. Причем речь идет и о развивающихся странах, и о развитых.
— Почему так происходит?
— Воплощение целей затрагивает глубинные процессы общественного развития. Надлежащие изменения требуют необходимых ресурсов, а также преодоления многих традиций, исторических особенностей и стереотипов.
Например, тема женщин и бедности. Мы уже много лет говорим о феминизации бедности. Среди людей, получающих самую низкую зарплату и живущих на грани нищеты, процент женщин значительно превышает мужчин. С этим связаны разрывы в оплате за равный труд между женщинами и мужчинами, так называемые «гендерные разрывы». Пока что ситуацию не удается кардинально изменить.
Говоря об образовании и профессиональной подготовке женщин, мы должны вспомнить о том, что до сих пор существуют запреты на профессии для женщин.
Женщины и здравоохранение. Речь идет не только о вопросах материнства и репродуктивных прав, детской и материнской смертности, но и о вопросах здоровья нации в целом. Это также остается актуальным.
Следующая тема – насилие над женщинами. Есть домашнее насилие, от которого преимущественно страдают женщины. Гендерно обусловленное насилие – это насилие по половому признаку. Вопрос сексуальных домогательств и изнасилований. Вопрос принудительных и ранних браков, другие виды насилия.
Для Украины является очень актуальной тема женщин и вооруженных конфликтов. 5 лет мы боремся с агрессией пророссийских наемников на Востоке страны и дипломатическими инструментами – с оккупацией Крыма. И знаем, что среди гражданского населения от войны больше всего страдают женщины. И мы поддерживаем позицию ООН о необходимости привлекать как можно больше женщин к миротворческим процессам, решению конфликтных ситуаций.
Не менее важной остается и тема женщин и окружающей среды. Она также поднималась по время Региональной встречи в Женеве. Меняется климат, меняется ландшафт, меняется экономика, меняются источники воды, источники питания. Давайте не забывать, что большая часть населения планеты занимается сельским хозяйством, а оно зависит от климата. Эти климатические изменения, проблемы, связанные с ухудшением состояния окружающей среды, сегодня ощущает и Украина. Один Чернобыль чего стоит для нас!
Есть много вопросов в теме женщин и экономики. Женщины недостаточно привлекаются к процессам управления, в частности, предприятиями. Поэтому не случайно в Украине привлекают внимание к важности принятия закона относительно гендерных квот при формировании наблюдательных советов, руководящих органов государственных предприятий.
— Однако в последнее время на руководящих политических должностях в нашей стране женщин стало значительно больше.
— Лишь через 22 года после Пекина в Украине была выполнена одна из рекомендаций Конференции о возложении функций председателя национального механизма обеспечения гендерного равенства на должностное лицо максимально высокого уровня. В 2017 году такими функциями был наделен вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Тогда это была Иванна Климпуш-Цинцадзе, сегодня – Дмитрий Кулеба. А также введена должность Правительственного уполномоченного по вопросам гендерной политики.
Однако институционный механизм еще не работает в полной мере. Лишь в 53 центральных органах исполнительной власти из 66 назначены уполномоченные лица-координаторы по гендерным вопросам, хотя это предусмотрено законом «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». Так же не во всех областных госадминистрациях. Есть ответственные лица в 22 из 25. Недостаточно институциализированных форм сотрудничества с гражданским обществом, в первую очередь, с женскими организациями. В стране происходит кадровая перезагрузка власти, поэтому этот институционный механизм необходимо укреплять.
— Много ли проблемных для Украины вопросов высветилось благодаря Региональной европейской встрече «Пекин+25»?
— Знаете, несмотря на проблемы и недостатки Украина задействовала очень много положительных изменений после Пекинской конференции. Готовясь к Женевской встрече, мы смогли это оценить. В 2005 году был принят закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». Да, нам понадобилось 10 лет для этого, но законодательные изменения произошли. Вскоре в нашей стране начали разрабатывать Национальные планы действий, а потом Государственные программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Гендерная политика стала важной составляющей государственной политики. Мы начали заниматься антидискриминационной экспертизой, гендерно ориентированным бюджетированием, вопросами противодействия сексизму, усилением осведомленности в сфере прав женщин и гендерного равенства. Мы позаботились об интеграции гендерной политики в различных сферах. Достижений действительно очень много, они являются результатом сотрудничества государства с общественным сектором.
В Женеве я выступала на сессии, посвященной проблемам образования, и рассказывала о том, что уже пять лет кряду мы проводим антидискриминационную экспертизу школьных учебников, разработали по этому поводу методические рекомендации. Такая наша практика очень заинтересовала коллег из других стран.
Однако серьезным пробелом остается наше неумение хорошо презентовать себя на субрегиональном, на региональном и международном уровнях. Хотя наш опыт уже можно распространять! И это тот урок, который мы вынесли из Женевской встречи.
Другой серьезный вывод касался поддержки общественных организаций. В Украине сформировано сильное гражданское общество, активность и экспертный потенциал многих общественных структур являются мощными. Но в отличие от многих других стран у нас нет финансовой поддержки общественных организаций со стороны государства. Хотя неправильно полагаться лишь на волонтерскую работу.
Во время подготовки к встрече «Пекин+25» мы увидели, что серьезными остаются гендерные стереотипы. Что наличие гендерных компетенций не является обязательным условием для принятия на государственную службу. Что у нас нет стабильной системы подготовки кадров в этой сфере, что гендерные курсы и программы не включены в систему подготовки всех специалистов, и мы только начинаем работу по формированию гендерных компетенций у специалистов сектора безопасности и обороны.
А также мы увидели, что противодействие гендерно обусловленным изменениям, стремление их ликвидировать и отменить законы, гарантирующие гендерное равенство, попытки ликвидировать структуры, которые этим занимаются, – все это не является исключительно украинскими проблемами. Они присущи и другим странам региона, поэтому мы должны объединиться и вместе их преодолевать.
— Как на Региональной европейской встрече работала украинская делегация?
— Ее возглавлял Постоянный представитель при отделениях ООН и других международных организаций в Женеве Юрий Клименко. Я была заместительницей руководителя делегации. В нее также входили заместитель министра социальной политики Сергей Нижинский, директор Департамента международных организаций Министерства иностранных дел Евгения Филипенко, председатель Национального совета женщин Украины Людмила Порохняк-Гановская. Также принимал участие Алексей Жмеренецкий, народный депутат Украины, сопредседатель межфракционного объединения «Равные возможности» в Верховной Раде. Были представители международных организаций – ООН Женщины, ПРООН, очень большая делегация неправительственных организаций.
Украина была хорошо визуализирована. Общественные организации имели украинский стенд, где постоянно продолжался диалог с участницами из других стран. Презентовали себя во время региональных встреч, выступлений. Украинский институт, созданный в структуре Министерства иностранных дел, организовал мероприятие, посвященное продвижению вопросов гендерного равенства через современное искусство. Были и другие мероприятия, работа очень активно велась в кулуарах. У нас были двухсторонние встречи с делегациями Швейцарии, Беларуси, Узбекистана, Молдовы, Германии, Австрии, других стран, с вице-премьером Киргизстана. Мы подчеркивали, что наше государство как член Организации Объединенных Наций готово прилагать всяческие усилия в сфере обеспечения гендерного равенства.
— На встрече в Женеве Украина представила Национальный отчет, посвященный выполнению положений Пекинской платформы. Кто его готовил?
— Этот Отчет готовило украинское правительство. Информацию, материалы к нему предоставляли все центральные органы исполнительной власти. Параллельно коалиция общественных организаций подготовила свой Отчет. Это очень важно, что гражданское общество выступило сплоченно в этом процессе. И их Отчет появился уже перед самой Региональной встречей, поэтому содержал самую свежую информацию. Например, там отражены результаты выборов в парламент, после которых уровень представительства женщин в Верховной Раде вырос с 12% до 20,5%. В докладе общественных организаций содержится более 150 рекомендаций Правительству, Верховной Раде, общественным, международным, донорским организациям – что нужно делать для дальнейшего внедрения Пекинской платформы. Украинские общественные организации перевели свой Отчет на английский язык, напечатали и распространили его на встрече. Это было очень хорошо!
— Во время Женевской встречи актуальность приобрел вопрос относительно необходимости установления баланса между женщинами разных возрастных групп. Чем это обусловлено?
— Один из слоганов, под которым проходила конференция, – «Generation Equality» – «Равенство поколений». Это действительно очень актуальный вопрос. С одной стороны он связан с эйджизмом – дискриминацией по возрастному признаку. Такая дискриминация может касаться и молодежи, и старших людей. А для гендерной политики очень важно, чтобы мнение людей разных возрастных групп было услышано, их интересы учтены.
Важной является последовательность поколений. Вопросами гендерного равенства занимается много опытных специалисток в этой сфере, но теперь в нее приходит и немало активной молодежи. Важно, чтобы женщины старшего возраста, работающие в общественных организациях, передавали свой опыт преемницам и эти процессы были стабильными.
В то же время у людей старшего возраста тоже множество проблем. К примеру, есть Всемирная организация вдов. Не во всех странах вдовы имеют полные имущественные права, поэтому этим вопросом занимаются общественные структуры. В Украине нет таких проблем, однако у нас есть, например, такие, которые связаны с умиранием села. Потому что сегодня в украинских селах преимущественно живут женщины старшего возраста. Все эти вопросы не должны оставаться без внимания.
— Где и когда будет отмечаться 25-летие принятия Пекинской платформы? Какие еще гендерные юбилеи приходятся на 2020 год?
— В следующем году мы будем отмечать много юбилейных дат. О 25-летии Пекинской платформы речь пойдет во время 64 сессии Комиссии ООН по положению женщин, которая будет проходить 9-20 марта в Нью-Йорке. В это время там традиционно проходят такие мероприятия.
В 2020 году будет также 20 лет принятия Резолюции Совета Безопасности ООН №1325 «Женщины. Мир. Безопасность». Будем отмечать 10 лет создания ООН Женщины. 5 лет – с тех пор, как были приняты Цели Устойчивого Развития, являющиеся амбициозными для всего мира. И где Целью №5 является гендерное равенство.
Также исполнится 15 лет Закону Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин».
Юбилейные даты – это хороший повод рассказать о происходящих изменениях, и вместе с тем позаботиться и о новых планах, направленных на решение существующих проблемных вопросов.
Владимир ДОБРОТА,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»