«Зеленая карта» защищает интересы украинских автовладельцев

0
343

С недавних пор в Украине международная система автомобильного страхования «Зеленая карта» заработала максимально эффективно, обеспечивая как защиту украинских автовладельцев, так и соблюдение требований законодательства относительно условий пересечения государственной границы на автомобиле.

Теперь украинский водитель, направляющийся на автомобиле за границу, обязан иметь действующий международный сертификат «Зеленая карта». Его наличие пограничники проверяют у каждого водителя на всех пунктах пересечения государственной границы.

Об особенностях страхования «Зеленая карта» и о том, как действовать автовладельцу, если он попал в ДТП в другой стране, разговариваем с начальником департамента Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Романом КОВАЛЕНКО.

 — Международная система автомобильного страхования «Зеленая карта» начала действовать еще в 1953 году, — начал разговор Роман Коваленко. – Целью ее создания была защита пострадавших в ДТП по вине водителей автомобилей из других стран. Сегодня в эту Систему входят 48 стран, в том числе, — все европейские.

Украина присоединилась к Системе «Зеленая карта» в 1997 году. В конце прошлого года на отдельных пунктах пересечения государственной границы в тестовом режиме начала испытываться обязательная автоматизированная проверка наличия полиса международного страхования. А с 8 февраля система заработала полноценно: сейчас Государственная пограничная служба Украины на всех пунктах пропуска в обязательном порядке проверяет наличие и действительность «Зеленой карты» у каждого автовладельца, который отправляется за границу.

Это можно расценивать как то, что система заработала именно так, как должна работать. Такие изменения произошли благодаря созданию технической возможности для пограничников проверять автоматически, в режиме онлайн, действительность полисов международного страхования. МТСБУ тесно сотрудничает с Госпогранслужбой в течение последних четырех лет, в результате пограничники имеют доступ к базе данных Бюро, где фиксируется информация о заключенных договорах «Зеленой карты», и получают необходимые знания и навыки для проверки страховых сертификатов.

— Что обусловило внедрение этого нововведения?

— Когда Украина вступала в Систему «Зеленая карта», Правительством были подписаны определенные гарантии, что каждое транспортное средство с украинской регистрацией должно быть обеспечено страховым сертификатом международного страхования для выезда в другие страны. Свои обязательства мы должны были выполнить. То же самое требует украинский закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», но раньше имели место лишь выборочные проверки, потому что не было механизма проверки наличия и действия страхового сертификата именно у каждого водителя, направляющегося за границу, как это происходит сейчас. Не было необходимых инструкций для пограничников, возможности проверять действительность страхового сертификата путем запроса к базе данных МТСБУ. Сейчас все это есть.

С другой стороны – пока не была введена тотальная проверка наличия «Зеленой карты», автовладельцы достаточно часто пренебрегали обязанностью заключать договор страхования или становились жертвами мошенников, которые печатали фальшивые бланки «Зеленой карты». В случае, если такие водители попадали в ДТП за границей, у них возникали значительные проблемы. С этим нужно было навести порядок.

— Какие страховые компании могут предоставлять услуги по заключению договора международного страхования «Зеленая карта»?

— В соответствии с законодательством Украины и Уставом МТСБУ, международным страхованием «Зеленая карта» могут заниматься лишь те страховые компании, которые являются так называемыми полными членами МТСБУ.

Такие компании формируют отдельный гарантийный фонд в МТСБУ и принимают участие в системе перестрахования, потому что сумма убытков и выплат по «Зеленой карте» может быть значительной. Например, лимит выплат по внутренним украинским полисам ОСГПО – до 100 тыс. грн. по имуществу и до 200 тыс. грн. – по здоровью (в сентябре эти лимиты будут увеличены на 30%). Размер выплат по «Зеленым картам» за границей определяется законами той страны, где произошло ДТП, и в большинстве стран-членов Системы максимальные суммы (лимиты) выплат намного больше, чем в Украине, и составляют сотни или даже миллионы евро.

К числу полных членов МТСБУ относятся: НАСК «ОРАНТА», «АСКА», «ИНГО Украина», «КНЯЖА ВИЕННА ИНШУРАНС ГРУП», «Глобус», «УТСК», «ПЗУ Украина», СГ «ТАС», «Украинская страховая группа», «Перша».

Согласно действующему законодательству, украинский водитель при выезде за границу должен иметь «Зеленую карту» именно одного из этих украинских страховщиков. Конечно, перечень таких страховщиков, имеющих право заключать договора международного страхования, со временем может меняться. Поэтому уточнить, у каких именно страховых компаний можно заключить договор «Зеленой карты», можно на сайте МТСБУ.

— Как к обязательной проверке «Зеленой карты» отнеслись украинские водители?

— Мне приходилось общаться с некоторыми автовладельцами в пунктах пересечения границы. Одни восприняли изменения положительно, были уверены, что «Зеленая карта» защищает их от нежелательных осложнений в путешествии, а исполнение требований законодательства – еще один шаг Украины к цивилизованному обществу, к европейским правилам жизни. Но были и недовольные или те, кто сперва сомневался, правомерны ли требования пограничников.

Иногда люди не понимают важности автострахования, особенной – «Зеленой карты», пока не попадают в ДТП, или того хуже – становятся его виновниками. Когда такая беда случается, тогда происходит запоздалое прозрение – «нужно же было иметь страховку»!

Приведу пример: лимиты ответственности за убытки, причиненные жизни и здоровью пострадавших, в Люксембурге и Италии не ограничены. В Германии нет ограничений из расчета на одного пострадавшего, зато лимит на одно страховое событие достигает 7,5 млн. евро. В Польше этот показатель несколько ниже – 5 млн. евро, в Болгарии – более 5 млн. евро. Достаточно высокие лимиты ответственности имеют Чешская Республика и Греция. То есть, максимальная сумма возмещения за ущерб автомобилю или жизни и здоровью пострадавших может достигать таких сумм.

Но ведь можно защититься от неприятных сценариев. Оформи международный страховой сертификат «Зеленая карта» и спокойно отправляйся за границу!

— Сложно ли заключить договор страхования «Зеленая карта», и какие документы для этого нужны?

— Для оформления сертификата «Зеленая карта» достаточно свидетельства о регистрации транспортного средства и водительского удостоверения. Ее можно оформить как заранее в офисах страховых компаний, так и перед пунктами пересечения государственной границы. Представители страховых компаний, являющихся полными членами МТСБУ, оформляют «Зеленую карту» в режиме онлайн за считанные минуты.

— Как дорого стоит сертификат «Зеленая карта»?

— Это зависит от типа транспортного средства, от срока пребывания за границей и от того, в какую страну автомобиль выезжает. Украинские сертификаты международной системы «Зеленая карта» делятся на две категории. Действие первой распространяется на все страны, которые входят в Систему «Зеленая карта». Действие второй – на такие страны, как Азербайджан, Беларусь, Молдова и Россия (так называемая «зона АБМР»).

Если легковой автомобиль выезжает на 15 суток в АБМР, то «Зеленая карта» приблизительно стоит 475 гривен, а в страну всей Системы – приблизительно 750 гривен. Но сейчас решается вопрос уменьшения тарифов, ведь они привязаны к курсу евро, который в последнее время снижался.

— Какая ситуация со страхованием «евроблях»? Можно ли сказать, что они оказались «закрытыми» внутри Украины?

— Они не могут воспользоваться украинской «Зеленой картой». Еще раз напомню: украинская «Зеленая карта» оформляется лишь на транспортные средства, которые зарегистрированы в Украине. Для автомобилей с еврономерами сертификаты «Зеленая карта» могут быть оформлены в странах, где они зарегистрированы. Если на въезде в Украину такой полис у них отсутствовал, то для дальнейшего движения по территории нашей страны они должны были заключать договор внутреннего страхования ОСГПО.

Насколько мне известно, сейчас количество транспортных средств, которые были завезены из других стран, значительно снизилось. Согласно данным Государственной фискальной службы, в период действия льготного режима оформления автомобилей с иностранной регистрацией и постановкой их на учет в Украине было легализировано 218 тыс. таких авто. Поскольку они теперь находятся на украинской регистрации, проблем с оформлением «Зеленой карты» у их владельцев не будет возникать.

 

— Много ли украинских автовладельцев выезжают за рубеж?

— О количестве автомобилей с украинскими номерами, выезжающих за рубеж, можно судить хотя бы по следующим данным: в 2018 году было заключено 755,5 тыс. договоров международного страхования «Зеленая карта». Есть все основания полагать, что в этом году показатель будет значительно выше.

Сейчас начался туристический сезон, и есть некоторые пункты международного сообщения, где количество авто, которые выезжают, возрастает в два-три раза.

В направлении России количество автомобилей на выезд уменьшилось. Сейчас транспортные потоки преимущественно направлены в Европу. В основном это Польша, Венгрия, Румыния. Через Молдову тоже многие выезжают. Через такие пункты пересечения границы, как Шегини, Краковец, Рава-Русская, Ягодин проходят от 1,5 до 2 тыс. автомобилей за сутки.

— Часто ли украинские автовладельцы попадают за рубежом в ДТП?

— В целом наших водителей дисциплинируют правила дорожного движения, которых в Европе строго придерживаются, а на нарушителей налагаются значительные штрафы. Это касается и контроля скорости, и ремней безопасности и пр.

Например, в Польше есть такое понятие как «скрытый контроль над соблюдением правил дорожного движения». Полиция передвигается на гражданских транспортных средствах, безо всяких отметок, и контролирует, что происходит на дорогах. Наши водители, когда пересекают государственную границу, понимают, что никто не будет делать им поблажек из-за того, что они иностранцы, правила для всех одинаковы. Если налагается штраф, его нужно будет оплатить. Поэтому я думаю, что украинские водители, понимая неотвратимость наказания за нарушения, ездят осторожнее, придерживаясь всех правил дорожного движения, о которых иногда «забывают» в Украине.

Но конечно, ДТП с участием украинских водителей за границей случаются. Согласно статистике МТСБУ, например, в 2018 году за рубежом произошло более 3,5 тыс. таких ДТП. Больше всего ДТП с участием украинских водителей произошло в Польше и России. Это не случайно, ведь, как я уже говорил, именно в эти страны выезжает наибольшее количество украинских автовладельцев.

— Каковы основные советы водителю, если попал в ДТП за рубежом?

— Сейчас мы отрабатываем перечень вопросов для операторов контакт-центра МТСБУ, чтобы его сотрудники предоставляли квалифицированную круглосуточную помощь украинским гражданам-автовладельцам, попавшим в ДТП за рубежом. В соответствии с ситуацией рекомендации будут различными, но конкретными и четкими.

Прежде всего, нужно выяснить, есть ли пострадавшие, при необходимости вызвать скорую помощь  — сначала позаботиться о людях. Необходимо зафиксировать обстоятельства ДТП: сфотографировать место происшествия и повреждения автомобиля, найти свидетелей и записать их контакты. В зависимости от обстоятельств ДТП и дорожных правил страны, где оно произошло, нужно получить справку от полиции об обстоятельствах ДТП или оформить европротокол. Для этого стоит воспользоваться или украинским бланком европротокола (не забывайте попросить страховщика выдать его вместе со страховым сертификатом «Зеленая карта»), или заполнить его иностранный аналог – бланки европротокола идентичны по структуре и содержанию во всех странах.

Водитель должен предоставить другим участникам ДТП копию своего страхового сертификата. О такой копии стоит позаботиться заблаговременно. Ни в коем случае нельзя отдавать оригинал сертификата «Зеленая карта»!

МТСБУ также планирует напечатать информационный буклет, чтобы страховщики давали его клиентам при заключении договора страхования «Зеленая карта». Для водителей это будет хорошей помощью при возникновении каких-то вопросов или проблем.

— Часто ли в Украине занимаются подделкой или фальсификацией «Зеленой карты»?

— Трудно говорить о конкретных цифрах, можно дать только ориентировочную оценку. Нужно понять – главная проблема оборота фальшивых полисов в том, что это настоящий разветвленный «бизнес», им занимаются не отдельные люди, а преступные группировки.

Раньше фальшивые бланки изготавливались кустарно, они были низкопробными, и визуально их просто было отличить от бланков настоящих страховых сертификатов. Сейчас в печатании подделок задействованы полиграфические предприятия, печатающие «Зеленые карты» в заводских условиях, поэтому их «продукция» очень похожа на настоящие страховые полисы. МТСБУ при помощи полиции ведет активную борьбу с изготовителями подделок.

Советы же для водителей просты: заключайте договора страхования в офисе страховщика или у агента, а не в «авто у дороги», и проверяйте подлинность страхового сертификата при помощи сайта МТСБУ  или позвонив в наш контакт-центр: 0-800-608-800 (для звонков из Украины), в случае, если звонят из-за рубежа: +38 044 239 2030. Это позволит обезопаситься от нежелательных сценариев.

Информацию о способах проверки подлинности страхового сертификата и наши телефоны мы уже размещали на рекламных бордах в направлениях выезда за рубеж. Первые из них расположены за 200-250 км от пунктов пропуска. Водители могли заблаговременно позвонить и все выяснить, чтобы не иметь неприятных сюрпризов с пограничниками. Потому что если информация о заключении договора страхования  «Зеленая карта» отсутствует в базе МТСБУ, или данные в бумажном полисе и в базе отличаются, за границу авто не выпустят.

— Чем угрожает попытка использования фальшивой или сфальсифицированной «Зеленой карты» тем водителям, которые воспользовались ею?

— На общем собрании полных членов МТСБУ мы приняли решение, которое вступило в силу с 1 апреля 2019 года: если информация о страховом сертификате «Зеленая карта» отсутствует в базе МТСБУ, то это транспортное средство считается не обеспеченным страховой защитой. Об этом решении сообщили Национальным бюро других стран Системы «Зеленая карта».

За границей правоохранители привлекают к ответственности украинских граждан за поддельные «Зеленые карты» в соответствии с законами страны, на территории которой обнаружено это правонарушение. Возможны штрафы в 200-300 евро, и даже в 1,5 тыс. евро, а возможно и возбуждение уголовного дела и заключение.

Случаются и вовсе плачевные сценарии развития событий. К нам обратился гражданин, который возвращался через Польшу домой. За 100 км до границы его остановила местная транспортная полиция. Она проверила документы и обнаружила, что сертификат «Зеленая карта» поддельный, потому что на самом деле был выписан на другое транспортное средство, к тому же срок действия документа уже закончился. Дальше прибыла оперативно-следственная группа, которая задержала нашего гражданина, и он просидел под стражей двое суток. Против него возбудили уголовное дело, а транспортное средство забрали на штрафплощадку. Самого ж водителя депортировали с территории Евросоюза и на определенное время запретили въезд. Мужчина рассказал, что его благосостояние зависело от таких зарубежных поездок, потому что он определенную группу товаров покупал за границей и поставлял в Украину. И теперь у него большие проблемы с тем, на что жить и как кормить семью.

Хочу подчеркнуть, что каждая страна защищает интересы своих автовладельцев и пешеходов, поэтому в странах Системы «Зеленая карта» жесткие требования относительно обеспеченности транспортного средства страхованием (наличия страхового полиса). Поэтому авто с иностранными номерами, которые заезжают на территорию этих стран, находятся под особым контролем. Именно поэтому важно, что сейчас украинские пограничники осуществляют полноценный контроль над наличием и действием «Зеленых карт». Это значительно снизит риски для украинских автовладельцев попасть в неприятности за границей.

— Много ли сейчас заключается договоров «Зеленая карта»?

— Количество договоров «Зеленой карты» в последнее время существенно возросло. Если с января по апрель 2018 года таких договоров было заключено немногим более 203 тыс., то за аналогичный период 2019 года – почти 300 тыс. Темпы прироста составили 47%.

За первые четыре месяца 2018 года было получено 431,7 млн. грн. страховых премий, а за соответствующий период 2019 года – 588,8 млн. грн., что на 36% больше.

Каждому водителю, отправляющемуся за рубеж, стоит помнить, что страховой сертификат «Зеленая карта» защищает его спокойствие и финансовые интересы.

 Михаил ВЕРНИГОРА,

Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь