Запрет на продажу ароматизированных сигарет не нарушает законодательства ЕС

0
215
woman's hand holding a symbol - no smoking. Against blue background

Немецкое предприятие Planta Tabak производит и продает табачные изделия, в частности, ароматизированный табак. Предприятие обратилось в административный суд Берлина (Verwaltungsgericht Berlin) с заявлением о том, что некоторые положения немецкого законодательства, касающиеся запрещения ароматизаторов, шоковых фотографий и запрета рекламы ароматизаторов, не применимы к его продуктам. Эти положения немецкого закона заменяют Директиву Европейского парламента и Совета 2014/40/EU от 3 апреля 2014 года о сближении законов, правил и административных положений государств-членов, касающихся производства, презентации и продажи табака и связанных с ними продуктов, и отмены Директивы 2001/37/EC 2014 года о табачных изделиях.

Поскольку у административного суда Берлина  возникли сомнения относительно обоснованности и толкования соответствующих положений директивы, он поставил перед Судом ряд вопросов.

Согласно сегодняшнему решению в деле C-220/17 «Planta Tabak-Manufaktur Dr. Manfred Obermann GmbH & Co. KG v Land Berlin», Суд считает, что с 20 мая 2016 года действует запрет на размещение сигарет и табачных изделий, содержащих ароматизаторы, на рынке, где их общий объем продаж в ЕС составляет менее 3% в категориях сигарет и табака, а с 20 мая 2020 года такой запрет будет действовать и в остальных случаях.

Тот факт, что директива не определяет продукты, объемы продаж которых составляют 3% и более, и не устанавливает конкретной процедуры их определения, не означает, что директива нарушает принцип правовой определенности. Процедура, которой необходимо следовать, чтобы определить, достигает ли конкретный табачный продукт 3%-ного предела, должна быть установлена ​​в соответствии с национальным законодательством соответствующего государства-члена.

Различение по объему продаж объективно оправдано и поэтому не нарушает принцип равного обращения. Законодательный орган ЕС имел право действовать поэтапно и предоставить потребителям товаров с высоким объемом продаж достаточное время для перехода на другие товары.

Запрет на размещение табачных изделий, содержащих ароматизаторы, на рынке также явно не выходит за рамки того, что необходимо для обеспечения высокого уровня защиты здоровья человека, особенно молодежи, и, следовательно, не нарушает принцип пропорциональности. Не оспаривается, что некоторые ароматизаторы особенно привлекательны для молодежи и способствуют началу употребления табака.

Кроме того, хотя рассматриваемый запрет представляет собой ограничение свободы передвижения товаров, такое ограничение оправдывается балансировкой его экономических последствий с требованием обеспечить высокий уровень защиты здоровья человека.

Что касается периодов для имплементации директивы в национальное законодательство, Суд постановляет, что государства-члены не уполномочены определять периоды, дополнительные к тем, которые предусмотрены в директиве. Европейский Суд находит в этом отношении, что двухлетний период, который был предоставлен государствам-членам для принятия необходимых законодательных положений, достаточен с точки зрения принципа пропорциональности.

Что касается запрета на использование информации, относящейся ко вкусу, запаху, ароматизаторам или другим добавкам, Суд объясняет, что директива требует от государств-членов запретить использование такой информации, даже если эта информация не является рекламной информацией и использование соответствующих ингредиентов все еще разрешено Законодательный орган ЕС не намеревался проводить различие между рекламной и не рекламной информацией.

Что касается запрета на использование товарных знаков, относящихся к ароматизаторам для маркировки единичных пакетов, внешней упаковки и самого табачного изделия, Суд считает, что этот запрет не означает лишение имущества, а лишь ограничение права собственности. Директива оставляет правообладателям таких торговых марок право свободно использовать их любым другим способом, в частности, в оптовой торговле.

Кроме того, поскольку табачные изделия, имеющие характерный вкус, способствуют началу потребления табака и влияют на структуру потребления, этот запрет может сделать их менее привлекательными и отвечает целям общего интереса, признанным ЕС, способствуя обеспечению высокого уровня защиты здоровья общества.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь