На официальном сайте Высшего совета правосудия обнародован текст принятого 26 мая 2020 решения № 1551/0 / 15-20 о предоставлении консультативного заключения по проекту Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О судоустройстве и статусе судей »и некоторых законов Украины о деятельности Верховного Суда и органов судейского управления », который поступил из Офиса Президента Украины.

Указанным законопроектом, в частности, регулируются насущные вопросы по реорганизации Верховного суда Украины и статуса судей Верховного Суда Украины, определения количества судей в суде, порядка формирования Высшей квалификационной комиссии судей Украины и др.

В консультативном заключении ВРП указано, в частности, что Конституционный Суд Украины, рекомендуя Верховной Раде Украины безотлагательно привести положения законодательства в соответствие с принятым решением, фактически предложил порядок его исполнения через механизм законодательного урегулирования, в том числе и о прекращении Верховного Суда Украины.

Как отметил Конституционный Суд Украины в своих решениях, определяющим свойством судебной власти в демократическом правовом государстве является ее самостоятельность, означает ее институциональную обособленность от органов законодательной и исполнительной власти, недопустимости влияния последних на выполнение судьями их профессиональных функций, в том числе и в способ не обусловленной общественными стремлениями законодательной реорганизации, изменения судоустройства. Должным образом выполнять свою конституционную функцию по осуществлению правосудия в Украине (часть первая статьи 124 Конституции Украины) может только независимая, внеполитическая судебная власть, составляющей которой является закрепленные Конституцией Украины суды.

Европейская Комиссия «За демократию через право» (Венецианская Комиссия) также выразила позицию о том, что при принятии новой конституции ее переходные положения не должны использоваться как способ прекращения полномочий лиц, избранных или назначенных по ранее действующей конституции; увольнение всех судей, кроме исключительных случаев, таких как нарушение конституционной преемственности, не соответствует европейским стандартам и принципа верховенства права; заменить всех судей невозможно без ущерба для непрерывности правосудия (вывод по Закону CLXII 2011 о правовом статусе и вознаграждение судей и Закона CLXI 2011 о организации и администрирования судов Венгрии от 16-17 марта 2012 года, Вывод по проекту изменений в Конституцию Украины в части правосудия от 23-24 октября 2015 года).

Конституционный Суд Украины считает, что органы государственной власти, закрепленные в Конституции Украины, имеют особый статус конституционных органов, поэтому ликвидация, изменение наименования, а также пересмотр их конституционно определенных функций и полномочий способом, который существенно (в корне) изменяет их конституционную природу, возможны только после внесения изменений в Основной Закон Украины в порядке, предусмотренном его разделом XIII «внесение изменений в Конституцию Украины».

Кроме того, КСУ отмечает, что Верховная Рада Украины, принимая законы, не имеет права допускать несоответствий по любым положений, прямо закрепленных в Конституции Украины, должна придерживаться конституционно определенных границ, в частности, касающихся статуса, организации, функционирования, деятельности как соответствующих органов, так и их должностных лиц.

Согласно части третьей статьи 125 Конституции Украины Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины. Конституционно определенный статус Верховного Суда предопределяет наличие соответствующих функций и полномочий.

Согласно статье 36 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины, который обеспечивает постоянство и единство судебной практики в порядке и способом, определенные процессуальным законом; осуществляет правосудие как суд кассационной инстанции, а в случаях, определенных процессуальным законом, — в качестве суда первой или апелляционной инстанции, в порядке, установленном процессуальным законом, обеспечивает единообразное применение норм права судами разных специализаций в порядке и способом, определенные процессуальным законом.

Согласно позиции Конституционного Суда Украины неизменность судей и безопасность их пребывания на должности является важнейшим элементом независимости судей. Судьи должны назначаться на постоянной основе до выхода на пенсию.

Учитывая указанное Высший совет правосудия поддерживает положения законопроекта о порядке прекращения Верховного Суда Украины как юридического лица и определение статуса судей Верховного Суда Украины.

Кроме того, ВСП поддерживает нормы законопроекта по формированию Высшей квалификационной комиссии судей Украины, однако считает целесообразным определить принцип формирования Высшей квалификационной комиссии судей Украины, где большинство ее состава должны составлять судьи, согласно Заключения Венецианской комиссии относительно изменений в законодательные акты, регулирующие статус Верховного Суда и органов судейского управления, принятого на ее 121-м пленарном заседании (Венеция, 6-7 декабря 2019).

По мнению ВСП, предложенные законопроектом изменения позволят быстрее сформировать Высшую квалификационную комиссию судей Украины и, как следствие, запустить процесс отбора квалификационного оценки судей и решать другие вопросы судейской карьеры.

Учитывая указанное Высший совет правосудия в целом поддерживает проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О судоустройстве и статусе судей »и некоторые законы Украины относительно деятельности Верховного Суда и органов судейского управления» при условии доработки его отдельных положений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here