По общему правилу в порядке гражданского судопроизводства общие суды решают дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, в которых хотя бы одна из сторон является физическим лицом, в том числе споры, возникающие из гражданских, жилых, земельных, семейных, трудовых отношений, а также с других правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел проводится по правилам другого судопроизводства (статьи 3, 15 ГПК Украины).
Дело административной юрисдикции – переданный на решение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий (пункт 1 части первой статьи 3 КАС Украины).
Юрисдикция административных судов распространяется на все публично-правовые споры, кроме споров, для которых законом установлен другой порядок судебного решения (часть вторая статьи 4 КАС Украины).
В соответствии с пунктом 7 части первой статьи 3 КАС Украины субъект властных полномочий – это орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо, другой субъект при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.
Публично-правовой характер спора определяется тем, что указанные субъекты наделены властно-управленческими полномочиями в сфере реализации публичного интереса.
В деле, которое пересматривается, Шевченковская районная администрация Львовского городского совета обратилась в суд с иском к физическому лицу о сносе самовольно построенного гаража, который построен на земельном участке, не отведенном ответчику в установленном законом порядке для этой цели.
В положениях специальной материально-правовой нормы, содержащейся в части первой статьи 376 ГК Украины, понятие самовольного строительства определяется через совокупность его основных признаков, при наличии которых объект недвижимости может быть признан самовольным, в частности если такой объект: 1) построен или строится на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этой цели; 2) построенный без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта; 3) построен с существенными нарушениями строительных норм и правил.
Если владелец (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство на его земельном участке, или если это нарушает права прочих лиц, имущество подлежит сносу лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство, или за его счет (часть четвертая статьи 376 ГК Украины).
С учетом содержания статьи 376 ГК Украины в сочетании с положениями статей 16, 386, 391 ГК Украины требования о сносе самовольно построенного недвижимого имущества на земельном участке, собственником или пользователем которого является другое лицо, могут быть заявлены собственником или пользователем земельного участка или другим лицом, права которого нарушены, при условии доказанности факта такого нарушения самовольной застройкой.
Указанные положения согласуются с нормами статей 3, 15, 16 ГК Украины и статьи 3 ГПК Украины.
С учетом норм части первой статьи 3 ГПК Украины, части первой статьи 15 ГК Украины правом обращения в суд за защитой наделены: лицо в случае нарушения, непризнания или оспаривания именно его прав, свобод или интересов; органы и лица, которым предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц или государственные и общественные интересы.
Таким образом, суд должен установить, были ли нарушены, не признаны или оспариваемые права, свободы или интересы этих лиц, и, в зависимости от установленного, решить вопрос об удовлетворении исковых требований или отказе в их удовлетворении.
Статьей 12 ЗК Украины установлено, что распоряжение землями территориальных общин, передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности относится к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в отрасли земельных отношений на территории сел, поселков, городов.
В соответствии с пунктом 34 части первой статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений является исключительной компетенцией сельских, поселковых, городских советов.
Полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере регулирования земельных отношений определены статьей 33 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине». Указанный перечень полномочий является исчерпывающим.
Анализ указанных выше правовых норм свидетельствует о том, что спор по иску районной администрации (исполнительного органа городского совета) о сносе объекта самовольного строительства, построенного на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этой цели, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в таком случае истец обращается в суд как собственник данного земельного участка за защитой нарушенного гражданского права, следовательно, данный спор не касается защиты прав, свобод и интересов в сфере публично-правовых отношений, а связан с разрешением вопроса о праве собственности на землю.
Итак, закрывая производство по делу в части исковых требований Шевченковской районной администрации Львовской городского совета, суд кассационной инстанции, установив, что предметом настоящего спора является объект недвижимости, построенный на земельном участке, который относится к государственной форме собственности, находится в совместном пользовании физических лиц и не был отведен застройщику в установленном порядке для строительства этого объекта, пришел к ошибочному выводу о том, что Шевченковская районная администрация Львовского городского совета обратилась в суд как субъект властных полномочий на выполнение властных управленческих функций, поэтому отношения между сторонами являются публично-правовыми и указанный спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.