Верховный Суд Украины не хочет самоликвидироваться под любым предлогом

0
626

16 февраля 2018 на сайте Высшей квалификационной комиссии судей Украины было размещено сообщение о том, что на рассмотрение ВККСУ на 27 февраля 2018 вынесен вопрос о рекомендации судей Верховного Суда Украины для перевода на должность судьи в другой суд того же или низшего уровня без конкурса.

Судьи Верховного Суда Украины, обсудив указанное сообщение, посчитали необходимым обратиться в Высшую квалификационную комиссию судей Украины об отложении рассмотрения этого вопроса с учетом нижеследующего.

Согласно модели реформирования системы судоустройства Украины в соответствие с Законом «О судоустройстве и статусе судей» № 1402-VIII, по сути, введена реорганизация Верховного Суда Украины на базе четырех отдельных лиц (одновременно судебных органов) с новым названием — Верховный Суд.

Изложенное, по мнению ВСУ, подтверждается тем, что Верховный Суд создается на материально-технической базе Верховного Суда Украины, Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного суда Украины, Высшего административного суда Украины (пункт 5 Заключительных и переходных положений Закона № 1402-VIII). Также частью третьей статьи 125 Конституции Украины и частью первой статьи 36 Закона № 1402-VIII определено, что Верховный Суд является наивысшим судом в системе судоустройства Украины.

Согласно принципу разделения властей, судебная власть является самостоятельной (часть первая статьи 6 Конституции Украины). Нарушение ее самостоятельности, в том числе распоряжение объектами (имуществом) юридических лиц публичного права с конституционным статусом в системе судебной власти органами исполнительной власти без надлежащих правовых оснований противоречит общей системе государственного устройства Украины. Разрушение построенного на таком устройстве распределения основных функций государства между отдельными ветвями власти приведет к правовой неопределенности. Кроме того, нарушение самостоятельности судебной власти, юридическая зависимость её от исполнительной создает угрозу эффективности судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, гарантированнй Конституцией Украины.

В Верховном Суде Украины в собственности есть отдельные объекты со специальным режимом, передача которых должно происходить с привлечением Совета национальной безопасности и обороны Украины и Службы безопасности Украины. Также Верховный Суд Украины хранит судебные дела в отношении жертв политических репрессий, процедура передачи которых до сих пор не определена процессуальными кодексами. Кроме того, в Верховном Суде Украины находятся секретные дела, срок хранения которых не превышает 5-ти лет и которые имеют существенное значение при осуществлении правосудия. Данные объекты при ликвидации органа подлежат уничтожению, в отличие от реорганизации. Также при полной ликвидации предполагается уничтожение жестких дисков серверов с информацией о движении судебных дел, рассмотренных Верховным Судом УССР и за период независимой Украины.

Судьи отметили, что на сегодня отсутствуют какие-либо нормы Конституции и законов Украины о ликвидации Верховного Суда Украины как судебного органа, который имеет конституционный статус, и является юридическим лицом публичного права. Поэтому вопросы прекращения деятельности высшего судебного органа с конституционным статусом на конституционном уровне не решен, поскольку при внесении изменений и дополнений в Конституцию Украины вопрос о ликвидацию Верховного Суда Украины не поднимался, а рассматривался вопрос только изменения названия.

Также судьи Верховного Суда Украины затронули вопрос перевода судей. В обоснование своей позиции собрание судей сослалась как на национальное законодательство, так и на европейские стандарты. Так, ч. 6 статьи 126 Конституции Украины предусмотрено исключительный перечень оснований, по которым судья освобождается от должности.

В пункте 57 Заключения № 1 (2001) Консультативный совет европейских судей определил, что «Основной гарантией независимости судей является то, что срок полномочий гарантируется до установленного пенсионного возраста или до истечения фиксированного срока пребывания в должности (Основные принципы независимости судебных органов ООН, п. 12; Рекомендация № (94) 12 Принцип I (2) (а) (ii) и (3), а также Принцип VI (1) и (2))».

В пункте 49 приложения к Рекомендации Комитета Министров Совета Европы СМ / Rес (2010) 12 «Независимость, эффективность и обязанности» также указано, что «обеспечение срока пребывания в должности и несменяемости — ключевые элементы принципа независимости судей; соответственно, судьи должны иметь гарантированный срок пребывания в должности до времени обязательного выхода в отставку, если такой существует ».

В пункте 37 Заключения от 26 октября 2015 ЕО-АО (2015) 027 по проекту изменений в Конституцию Украины в части правосудия Венецианская комиссия отметила: «Увальнение всех судей, кроме исключительных случаев, таких как конституционный дисконтинуитет, не соответствует европейским стандартам и принципа верховенства права. Кроме того, Венецианская комиссия считает, что заменить всех судей …. невозможно без ущерба для непрерывности правосудия».

По мнению собрания судей ВСУ, судьи Верховного Суда Украины в случае их перевода из Верховного Суда Украины в Верховный Суд не изменят ни правовой статус, ни обязанности, ни уровень суда, а следовательно, они должны быть переведены в соответствии с положениями части третьей статьи 82 Закона № 1402-VIII из Верховного Суда Украины и в дальнейшем занимать аналогичные должности в штате Верховного Суда.

Исходя из вышеизложенного собрание судей Верховного Суда Украины посчитало возможным обратиться в Высшую квалификационную комиссию судей Украины с просьбой об отложении рассмотрения этого вопроса на более поздний срок, а именно до принятия решения Конституционным Судом Украины по конституционному представлению Верховного Суда Украины о соответствии (конституционности) отдельных положений пунктов 4, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 20, 22, 23, 25 раздела XII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины от 2 июня 2016 № 1402-VIII «О судоустройстве и статусе судей» статьи 6, частям первой и второй статьи 8, части второй статьи 19, частям первой и второй статьи 24, частям первой и второй статьи 55, частям первой, пятой и шестой статьи 126 Конституции Украины.

Напомним, это не первая попытка ВСУ самоустраниться от ликвидации. В частности, 21 декабря 2017 года должен был собраться Пленум Верховного Суда Украины, на повестку дня которого ставился вопрос о прекращении деятельности и ликвидации Верховного Суда Украины, однако Пленум не состоялся из-за неявки одного из судей: присутствовали только девять судей, тогда как для кворума необходимо как минимум десять судей.

Тогда и.о. председателя ВСУ Василий Гуменюк заявил: «Сегодня мы планировали провести пленум о прекращении деятельности и ликвидации Верховного Суда Украины в установленном законом порядке… Но так случилось, что один из коллег не явился. У нас нет кворума. Если нет кворума, мы не можем начать заседание пленума Верховного Суда Украины. Поэтому это заседание будет проведено несколько позже, когда мы найдем кворум».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь