Верховный Суд указал, как исчисляется денежное пособие при увольнении лиц офицерского состава

0
2385

В решении от 29 ноября 2018 года по делу №805/1099/18 Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда указал, что специальным законодательством в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел не урегулирован вопрос, каким образом должно исчисляться единовременное пособие при увольнении в связи с сокращением лица, которое ко дню увольнения находилось в вынужденном прогуле и которому денежное обеспечение не начислялось.

Поэтому в данном случае необходимо применить положения абзаца шестого пункта 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1995 года № 100, который, кроме прочего, определяет порядок исчисления выходного пособия государственным служащим, которое по своей правовой природе подобно единоразовой денежной помощи при увольнении лица рядового и начальствующего состава.

1 февраля 2016 Главным управлением Министерства внутренних дел Украины в Донецкой области принят приказ «О личном составе», которым внесены изменения в приказ ГУ МВД Украины в Донецкой области, отметив, что выслуга лет истца по состоянию на 6 ноября 2015 года в календарном исчислении составляет 19 лет 03 месяца 01 день, в льготном исчислении — 24 года 08 месяцев 28 дней.

Во исполнение указанного приказа, Управлением финансового обеспечения и бухгалтерского учета ГУ МВД Украины в Донецкой области истцу было начислено и выплачено единовременное пособие при увольнении в размере 22443,96 грн.

Не соглашаясь с размером начисленного ответчиком единовременного пособия при увольнении, истец обратился в суд с иском о взыскании единовременного пособия при увольнении. Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком не доказан факт правомерности неначисления истцу денежной помощи при увольнении по сокращению штатов в размере 50 процентов месячного денежного обеспечения за каждый полный календарный год службы из расчета среднемесячного денежного обеспечения в размере 8624,37 грн.

Указанная позиция поддержана Донецким апелляционным административным судом, который по результатам апелляционного пересмотра оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда указанные выводы судов предыдущих инстанций, посчитал преждевременными, учитывая следующее.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 7 ноября 2007 года № 1294 «Об упорядочении структуры и условий денежного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц» выплата денежного обеспечения лицам рядового и начальствующего состава осуществляется в порядке, утвержденном Министерством внутренних дел Украины.

Приказом Министерства внутренних дел Украины от 31 декабря 2007 года № 499 «Об упорядочении структуры и условий денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» утверждена Инструкция о порядке выплаты денежного обеспечения лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее — Инструкция № 499), в соответствии с подпунктом 1.6 которой денежное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел выплачивается по месту службы и исключительно в пределах ассигнований, утвержденной сметой доходов и расходов органа, подразделения или учреждения МВД на денежное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Согласно части первой статьи 9 Закона Украины от 9 апреля 1992 года № 2262-XII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с должности) лицам рядового, сержантского, старшинского и офицерского состава и некоторым другим лицам, которые имеют право на пенсию по этому Закону и увольняются со службы по состоянию здоровья, выплачивается единовременное пособие в размере 50 процентов месячного денежного обеспечения за каждый полный календарный год службы. В случае увольнения со службы, в том числе, в связи с сокращением штатов, единовременное пособие в размере 50 процентов месячного денежного обеспечения за каждый полный календарный год службы выплачивается при наличии выслуги 10 лет и более.

Положения аналогичного содержания содержатся в пункте 10 постановления Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и денежной помощи лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, полицейским и членам их семей», согласно которому лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, увольняющимся со службы связи с сокращением штатов, при наличии выслуги 10 лет и более выплачивается единовременное пособие в размере 50 процентов денежного обеспечения за каждый полный календарный год службы.

То есть, по предписаниям статьи 9 Закона № 2262-XII и пункта 10 Порядка № 393 единовременное пособие рассчитывается именно исходя из месячного денежного обеспечения, а не из среднемесячного денежного обеспечения, как отметили суды предыдущих инстанций, удовлетворяя иск.

В соответствии с пунктами 1.3 и 3 Инструкции № 499 денежное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава состоит из должностного оклада, оклада по специальному званию, ежемесячных (повышение должностного оклада, надбавки, доплаты, вознаграждения, имеющие постоянный характер, премии) и единоразовых дополнительных видов денежного обеспечения.

Денежное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел определяется в зависимости от должности, специального звания, ученой степени и ученого звания, продолжительности и условий службы.

То есть, при увольнении работника органов внутренних дел со службы по сокращению в расчет единовременной денежной помощи должны включаться не только основные виды денежного обеспечения (должностной оклад, оклад по специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет), а также и дополнительные его виды.

В то же время, специальным законодательством в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел не урегулирован вопрос, каким образом должно исчисляться единовременное пособие при увольнении в связи с сокращением лица, которое ко дню увольнения находилось в вынужденном прогуле и которому денежное обеспечение не начислялось.

При этом нормы специальных законов имеют приоритет в правоприменении, тогда как положения трудового законодательства подлежат применению только в тех случаях, когда нормами специальных законов спорные правоотношения не урегулированы.

Исходя из изложенного, по мнению коллегии судей кассационной инстанции, в данном случае необходимо применить положения абзаца шестого пункта 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1995 года № 100, который, кроме прочего, определяет порядок исчисления выходного пособия государственным служащим, которое по своей правовой природе подобно единоразовой денежной помощи при увольнении лица рядового и начальствующего состава. Согласно этой норме время, в течение которого работники согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работали и за ними не сохранялся заработок или сохранялся частично, исключается из расчетного периода.

Таким образом, поскольку во время пребывания в вынужденном прогуле истцу денежное обеспечение не насчитывалось и не выплачивалось, то есть заработок за ним вообще не сохранялся, то такой период не может включаться в расчетный период при определении размера единовременного пособия при увольнении.

Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Кассационный административный суд указал, что для правильного решения этого дела необходимо установить: размер месячного денежного обеспечения, которое было начислено и выплачено истцу в последний месяц его службы перед увольнением и какие составляющие входили в такое денежного обеспечение. Именно исходя из этой суммы должен исчисляться размер единовременного пособия, подлежащего выплате истцу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь