В Верховный Суд поступили иски нескольких телеканалов к Верховной Раде Украины о признании противоправным и недействительным постановления Верховной Рады Украины от 4 октября 2018 года № 2589-VIII «Об одобрении предложений по применению персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)».
Верховный Суд отказал в открытии производства по указанным искам учитывая такое.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Украины от 14 августа 2014 № 1644-VII «О санкциях» решение о применении, отмене и внесении изменений в санкций принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины и вводится в действие Указом Президента Украины. Таким образом, применение санкций происходит вследствие производства, которое включает совокупность последовательно совершаемых различными органами процедурных действий и решений, завершается принятием Указа Президента Украины и его выполнением. То есть производство по применению санкций (санкционное производство) включает три последовательных стадии: 1) инициирование (внесение предложений по применению санкций и внесении изменений в санкций); 2) рассмотрение и принятие решения; 3) введение решения в действие.
Суд пришел к выводу, что только с момента вступления в силу Указа Президента Украины о введении в действие решение СНБО персональные санкции считаются примененными. До издания Указа решение субъектов, которые инициируют применение персональных санкций, в частности Верховной Рады Украины, имеют промежуточный характер и не могут нарушать и не нарушают прав и законных интересов субъектов, в отношении которых они приняты.
Постановление Верховной Рады Украины от 4 октября 2018 № 2589-VIII «Об одобрении предложений по применению персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» является лишь первой стадией санкционного производства.
Объективное отсутствие правовых последствий в виде нарушения прав и интересов истца свидетельствует о преждевременности обращения в суд и отсутствии юридического спора, содержанием которого является спор о правах или обязанностях. Приведенное исключает возможность рассмотрения дела судом, поскольку согласно ст. 124 Конституции Украины юрисдикция судов распространяется на «юридические споры».
Поэтому до завершения санкционного производства (принятия Указа Президента Украины) нет оснований считать, что санкции применены и, соответственно, что права телеканалов нарушены.
Суд пришел к выводу, что судебный контроль за промежуточными решениями субъектов властных полномочий не согласуется с задачей административного судопроизводства, которым является защита именно от нарушений, а не угрозы нарушений (вероятных нарушений в будущем).
Решение Кассационного административного суда в составе ВС можно обжаловать в Большой Палате Верховного Суда в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Истцами по делу выступили ООО «Телерадиокомпания «112-ТВ», ООО «Новини 24 години»и другие.