Венецианская комиссия Совета Европы организовала семнадцатую Европейскую конференцию органов по управлению избирательным процессом в режиме онлайн 12 и 13 ноября 2020 года.
Тема конференции — «Избирательное право и избирательная администрация в Европе, текущие вызовы и передовой опыт». В частности, участники обсудили два основных вопроса:
- Периодические проблемы и передовой опыт в избирательном законодательстве и организации выборов в Европе, в частности, во время избирательных кампаний, голосования, подсчета голосов, подведения итогов и передачи результатов выборов;
- Проведение выборов во время чрезвычайных ситуаций — проблемы и решения, найденные во время пандемии.
В конференции приняли участие около 160 участников, представляющих национальные Избирательные органы, а также ученые, практики и эксперты, другие институты Совета Европы, в частности Конгресс местных и региональных властей и Европейский комитет по демократии и управлению (CDDG), а также международные организации, такие как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе / Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ / БДИПЧ) и Международный фонд избирательных систем (IFES.
17-е издание Европейской конференции избирательных органов является продолжением серии международных конференций в избирательной сфере. Это издание было посвящено «Избирательному праву и управлению выборами в Европе — повторяющиеся проблемы и передовой опыт» с особым акцентом на избирательных кампаниях, голосовании, подсчете голосов, подведении итогов и передаче результатов выборов, которые были сложными темами для избирательных комиссий и других соответствующих органов, участвующих в выборах по всему миру. Учитывая текущую ситуацию с пандемией COVID-19, участники конференции также обсудили проведение выборов во время чрезвычайных ситуаций, чтобы поделиться опытом и решениями, найденными во время пандемии.
Выборы включают сложную серию последовательных этапов, требующих участия различных субъектов, включая избирателей, кандидатов и избирательные комиссии. Хотя в большинстве государств-членов Совета Европы (СЕ) избирательные законы обеспечивают адекватную основу для демократических выборов, а избирательная администрация пользуется высоким уровнем общественного доверия, ряд повторяющихся проблем продолжает подрывать доверие общества к избирательному процессу.
Несмотря на улучшения в обеспечении равных возможностей кампании для кандидатов, одной из постоянных проблем является злоупотребление административным ресурсом. Эта практика широко распространена во многих странах, в том числе в странах с давними традициями демократических выборов. Венецианская комиссия рекомендовала ряд мер по предотвращению неправомерного использования административного ресурса и недопущению того, чтобы государственные органы несправедливо использовали свое положение.
Негативная агитация — это еще одна недавняя тревожная тенденция избирательных кампаний во всем мире, когда кампании отмечены политической поляризацией, клеветой или очернением политических противников. Некоторые политические партии даже использовали подстрекательскую и расистскую риторику, направленную против этнических, религиозных или других меньшинств. Разжигание ненависти в отношении политических оппонентов и национальных меньшинств, особенно на онлайн-платформах, предосудительно, и их трудно пресечь, поскольку ненадлежащее онлайн-регулирование может легко привести к подрыву свободы выражения мнений в Интернете. Таким образом, блокирование и удаление незаконного онлайн-контента для борьбы с преступлениями на почве ненависти должно основываться на точных определениях правонарушений и уважении принципа соразмерности, при этом должно быть гарантировано эффективное средство судебной защиты со стороны судов.
Традиционные СМИ остаются важным источником информации, и их неспособность предоставить исчерпывающую информацию о выборах — еще одна повторяющаяся проблема. Онлайн-платформы изменили характер избирательных кампаний: избиратели получили лучший доступ к информации. Кандидаты и политические партии могут использовать эти платформы для представления своих взглядов избирателям и мобилизации поддержки при небольших затратах. Использование онлайн-СМИ ставит новые задачи по поддержанию принципов честных и чистых избирательных кампаний в онлайн-среде, например, в отношении регулирования политической онлайн-рекламы, которая требует от кандидатов дополнительных действий (для соблюдения этических стандартов),
Социальные сети создают проблемы для честности выборов также из-за операций «доксинга» (взлом и утечка закрытой информации), операций с неверной информацией (онлайн-угрозы, целенаправленное преследование и разжигание ненависти), а также операций по дезинформации (распространение ложных сведений). или вводящая в заблуждение информация). Распространение дезинформации и поляризованных нарративов может усугубить раскол и конфликты в обществе. Хотя более полные правила для онлайн-контента во время выборов еще предстоит разработать, важно прояснить ответственность компаний в социальных сетях, которые публикуют незаконный контент, наносящий вред кандидатам. Также необходимо, чтобы санкции не приводили к самоцензуре. Другие средства включают программы обучения цифровой медиаграмотности и разработки инструментов, позволяющих пользователям идентифицировать себя (например, отметка, маркировка).
Регистрация избирателей может быть пассивной (списки избирателей взяты непосредственно из национальных, региональных и местных баз данных о населении) или активной (избиратели включаются в списки не автоматически, а по их собственному запросу). Во многих государствах-членах Совета Европы списки избирателей доступны для всеобщего ознакомления, например, путем размещения их на избирательных участках, предоставления к ним доступа в офисах муниципалитетов и / или публикации их на веб-сайтах. Прозрачность и общественный контроль могут повысить точность списков избирателей, но также важно защитить личные данные граждан. В связи с этим некоторые страны ввели ограничения на публичный доступ к спискам избирателей.
Финансирование партий и / или избирательной кампании является необходимым условием проведения выборов, но деньги также могут привести к коррупции и чрезмерному политическому влиянию в избирательном процессе. Чтобы предотвратить такие отклонения, партийное и избирательное законодательство должно содержать четкие и исчерпывающие положения о финансах партий и избирательных кампаний. Выделение государственного финансирования на четких условиях направлено на обеспечение того, чтобы у всех политических соперников были достаточные ресурсы для связи с избирателями, и, таким образом, способствует выравниванию игрового поля для кандидатов и партий. Государственное финансирование также является важным инструментом в борьбе с коррупцией и в снижении зависимости политических партий от богатых групп или отдельных лиц. Хотя в ряде государств-членов Совета Европы действуют ограничения, запреты или строгие правила в отношении пожертвований от иностранных доноров, есть и страны которые не накладывают никаких ограничений на такие взносы. И здесь прозрачность не должна предполагать чрезмерных ограничений права на неприкосновенность частной жизни.
На выборах в ряде государств-членов Совета Европы большая часть избирательных участков остается непригодной для доступа избирателей с ограниченными возможностями. Другие повторяющиеся проблемы во время голосования включают присутствие посторонних лиц на избирательных участках, многократное голосование, вброс бюллетеней и подкуп голосов. В отношении голосования за пределами страны или голосования по почте важно, чтобы были внедрены адекватные и своевременные меры безопасности для обеспечения честности голосования. Интернет-голосование предлагает альтернативу личному голосованию на избирательных участках, но по-прежнему существуют значительные риски для прозрачности и безопасности, и ряд стран приостановили его из соображений кибербезопасности. Комитет министров Совета Европы осознает, «что только те системы электронного голосования, которые являются безопасными, надежными, эффективными, технически надежными.
При подсчете голосов по-прежнему существуют технические и политические проблемы, включая процедурные недостатки, а также явные попытки мошенничества, включая фальсификацию результатов и протоколов. Важно, чтобы процесс подсчета голосов был открытым и прозрачным и проводился в присутствии наблюдателей на выборах и представителей кандидатов, а также политических партий. Также необходимо, чтобы результаты не только публиковались как можно быстрее, но и были как можно более подробными. Разбивка результатов по избирательным участкам и доведение результатов голосования до общественности в значительной степени способствует прозрачности выборов.
Хотя международные стандарты не навязывают конкретную избирательную систему, регулярные и вносимые в последнюю минуту изменения избирательной системы, часто вносимые без надлежащего общественного обсуждения или консенсуса, ставят под угрозу доверие к избирательному процессу и, как следствие, к самой демократии.
Пандемия COVID-19 создала ряд проблем для избирательных комиссий при принятии решений о проведении выборов в обычный срок или об их переносе, пока не будут приняты надлежащие меры. Местная демократия часто оказывается под огромным давлением во время чрезвычайных ситуаций, поскольку местные и региональные власти находятся в авангарде борьбы с последствиями кризисов. В этом контексте демократическая легитимность избранных местных и региональных представителей, обеспечиваемая свободными и справедливыми выборами, как никогда важна. Однако проведение местных и региональных выборов во время серьезных кризисов может повлечь за собой риски для жизни, здоровья и безопасности людей, а также создать многочисленные практические трудности, которые могут привести к переносу выборов.
Важно, чтобы все соответствующие стороны объединили усилия для защиты здоровья как граждан, так и их демократических стран. В случае принятия решения о переносе выборов, оно должно быть юридически обоснованным, и важно обеспечить, чтобы любое приостановление избирательных прав разрешалось только в той степени, в которой этого требует ситуация, при соблюдении критерия соразмерности.
Политический диалог является ключом к решению многих возникающих критически важных вопросов, и такой диалог должен происходить как можно скорее в инклюзивном формате. Хотя не все избирательные стандарты могут быть соблюдены в серьезных кризисных ситуациях, необходимо соблюдать минимальные основные избирательные принципы, чтобы выборы были значимыми и пользовались доверием общественности.
Венецианская комиссия подчеркнула в своих отчетах, что не существует общего принципа, позволяющего избегать проведения выборов во время чрезвычайного положения и откладывать их до тех пор, пока ситуация снова не нормализуется. Однако чрезвычайное положение может вызвать вопросы защиты здоровья и безопасности всех участников и заинтересованных сторон избирательного процесса, а также эффективного осуществления избирательных прав, включая право формировать свое мнение до голосования. Любое решение о проведении или переносе выборов во время чрезвычайного положения требует тщательного уравновешивания всех этих элементов. Если есть возможность отложить выборы, это должно быть сделано в четкие сроки и в разумные сроки. Второй вопрос касается того, как фактическая ситуация влияет на возможности кампании и средства ведения кампании, обычно используемые в данной стране для выборов этого типа. Третий вопрос касается затрат на кампанию.
В-четвертых, если первый тур выборов уже состоялся и чрезвычайные обстоятельства возникают перед вторым туром, это может означать, что кандидаты уже завершили свою агитацию или заплатили за нее. Пятый вопрос касается безопасности сотрудников администрации выборов и членов избирательных комиссий, в том числе в день выборов и при подсчете голосов. В-шестых, следует учитывать различные способы голосования, такие как досрочное голосование и голосование по почте, переносные урны для голосования и голосование на основе цифровых технологий.
Наконец, следует подчеркнуть необходимость улучшения правовой базы, связанной с избирательными процессами, с точки зрения предоставления всех юридических, человеческих и финансовых ресурсов органам управления выборами и другим соответствующим органам для организации демократических выборов во время чрезвычайных ситуаций.