На рассмотрении Верховной Рады Украины появился проект закона, который вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Они касаются ответственности за управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, или под воздействием лекарственных средств.
Сергей Чванкин, председатель Киевского районного суда г. Одессы, глава Ассоциации следственных судей Украины, во время обсуждения усиления меры наказания за вождение в нетрезвом виде назвал документ радикальным, и предложил свое видение решения проблемы:
«Штраф, как санкция статьи 130 КУоАП не соответствует сегодняшним реалиям. Предлагаю увеличить размер штрафа за нарушение части первой до 500 н.м.д.г. (8500 грн, — ред.) Также, я считаю, нужно убрать вилку «от года до двух» лишения прав, и оставить только «два года», а во второй и третей части оставить соответствующие три и десять лет».
Председатель Киевского районного суда г. Одессы также навел данные об этом правонарушении: «За 2015 год Киевским судом вынесено 469 решений, в 263 случаях граждане лишены прав. За 2015 было всего 2 случая, когда граждане нарушали эту норму дважды за год, и 1 случай — трижды».
С.Чванкин считает, что законодательство Украины в этом случае является одним из самых лояльных, но нужны взвешенные и прогнозированные решения. «Также нужно думать о том как и будет ли вообще исполняться решение суда, после внесения изменений», — прокомментировал проект закона эксперт.
О том, что патрульной полиции в таких условиях очень тяжело, говорили все участвующие в дискуссии.
«Мы не имеем права останавливать каждое встречное авто, как это делали представители ГАИ. При этом показатели о правонарушениях остались те же», — пояснил заместитель начальника Управления патрульной полиции в г. Одессе Евгений Стельмах. «Действующий КоАП позволяет нарушителям уходить от ответственности. Водитель не предоставляет документы патрульным, они доставляют его в райотдел, там определить его личность не могут, поскольку документов у него нет, и через 3 часа его отпускают», — отметил он и продолжил. — «Ни составить протокол, ни привлечь к ответственности мы его не можем. В этот советский кодекс нужно вносить не точечные изменения, а комплексно».
Евгений Стельмах предложил в статье 130 КУоАП предусмотреть основное и дополнительное наказание, как в УК: «Будем и рублем, и лишением прав, конфискацией авто наказывать».
Более жестко высказался начальник ТУГСА в Одесской области Владимир Куценко: «Если мы хотим достичь результата, мы должны понимать цель законодателя. Цель — это то, чтобы нарушитель мог оплатить штраф или чтобы он не нарушал? Напомню, раньше штраф за это правонарушение достигал 500 долларов США. Я был тогда судьей, и скажу одно: пьют за рулём и бедные, и богатый. Поэтому предлагаю минимум для штрафа поставить на уровне, эквивалентом 500 долларам США».
Также эксперт обратился к политикам: «Пьянство — это чья-то жизнь. Почему коммуналка не делает соцвзрыв, а штраф за пьянство, что забирает жизни людей, — должен сделать фурор? Подумайте о людях».
Председатель Совета адвокатов Одесской области Иосиф Бронз согласился с увеличением штрафной санкции в статье 130 КоАП, но добавил: «Считаю, что нужно также установить для этих денег цель — ремонт дорожного покрытия, и ввести новую норму, которая будет дифференцировать меры ответственности за это правонарушения в соответствии с временем неуплаты штрафа».
«Я за вилку по штрафам, как это и было раньше, потому что благосостояние население очень разное, и писать категорически не считаю правильным». Об этом во время обсуждения заявил доктор юридических наук, декан факультета адвокатуры Национального университета «Одесская юридическая академия» Николай Стоянов.
Подбивая итоги Владимир Куценко предложил для ускорения процесса уплаты штрафов в любом случае изымать у пьяных транспортное средство: «Оплатят, тогда и вернем. А на штрафной площадке будет капать некая сумма. Это же огромный стимул».