В 2019 году Минздрав Украины внедряет электронные медицинские записи, которые должны стать первым шагом к безбумажной работе врачей. Такие системы уже успешно работают во многих странах.
Что такое электронный медицинский запись и для чего его вводить
Электронная медицинская запись — это элемент данных о пациенте, который собирается в заведении здравоохранения и обычно хранится в медицинских информационных системах (МИС), которыми пользуется это заведение.
В 2019 году данные будут передаваться в электронную медицинскую карту, работа которой обеспечивается государством. Данные могут собираться в нескольких заведениях, и благодаря тому, что они хранятся в централизованной системе, в дальнейшем любое заведение здравоохранения и любой врач могут иметь доступ к этим данным практически в круглосуточном режиме 24/7, но в том объеме, который позволил пациент и который необходим для предоставления медицинских услуг. Таким образом, решается проблема, когда в разных заведениях у пациента различные карточки и записи и очень часто ни один из этих наборов документов не содержит исчерпывающей информации о пациенте.
Данные для электронной медицинской карты собираются через установленные в учреждениях здравоохранения МИС и отправляются в Центральную базу данных.
Благодаря централизованному хранению данных: МОЗ Украины и НСЗУ могут обрабатывать обезличенные данные для эффективного управления системой здравоохранения; НСЗУ может анализировать данные для управления качеством медицинских услуг;данные гарантированно доступны для пациента и врача, который его обслуживает.
Доступ к централизованным данных существует независимо от того, работают серверы в заведении, с которого вносилась информация, есть ли у него связь с Интернетом и т.д.; учреждения здравоохранения могут переходить из одной МИС на другую без потери ключевых данных, ведь эти данные хранятся в централизованной системе.
Какая информация и когда будет вноситься в электронной медицинской карты
В разных странах установлен разный объем информации, хранящейся на централизованном уровне и входящую в электронную медицинскую карту пациента. В Украине внедрение электронной медицинской карты будет осуществляться в несколько этапов, на каждом из которых будет реализован функционал, позволяющий вносить в нее различные наборы записей.
1-й этап — начало 2019:
врачи, оказывающих первичную медицинскую помощь, будут вносить данные о визитах пациентов с использованием ICPC-2 и данные, сейчас вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного (форма № 25/о). Также появится возможность выписывать электронные рецепты и электронные направления.
2-й этап — середина 2019:
специалисты, работающие в амбулаториях, смогут вносить в централизованную электронную медицинскую карту консультативные заключения; специалисты диагностических центров вносить результаты наиболее распространенных лабораторных исследований. Также с середины 2019 планируется внедрение электронных листков временной нетрудоспособности.
3-й этап — началу 2020 года:
стационары смогут вносить в централизованную электронную медицинскую карту данные, связанные с выпиской пациентов (объем данных, подобный форме карты пациента, который выбыл из стационара, № 66/о).
Как будет меняться отчетность с внедрением электронных медкарточек
В современных информационных системах нецелесообразно обрабатывать информацию в тех формах, которые существуют на бумаге.
Каждая отдельная электронная медицинская запись вносится в информационные системы — это небольшой объем информации, «кирпичик», из которых в дальнейшем можно строить выписки, отчеты, формы. Примерами электронных медицинских записей могут быть:
- запись о визите пациента с указанием кодов ICPC-2 и описанием его анамнеза;
- запись об уровне сахара в крови как часть результатов анализов;
- запись-наблюдения о наличии аллергии у пациента.
При необходимости из набора электронных медицинских записей можно сформировать любые необходимые документы, формы, отчеты.
Одновременно с внедрением электронной медицинской карты МОЗ Украины работает над упрощением бумажного документооборота по принципу: данные, сохраненные в электронной форме, не нужно дублировать на бумаге.
Об имеющихся карточках и документах с накопленной информацией политика МОЗ Украины такова: только определенный минимальный набор данных подлежит переносу в централизованные электронные медицинские карты (прежде всего данные, доступность которых критически важна для оказания неотложной помощи).
Исторически накопленная информация остается в карточках. Учитывая этапность внедрения, в течение определенного времени записи в электронной и бумажной формах будут действовать одновременно.