По данным аналитического портала «Opendatabot» Киевская и Винницкая области стали лидерами по количеству зарегистрированных случаев вождения в нетрезвом состоянии в период с марта по июль 2017 года.
Кроме них, наибольшее количество дел в отношении водителей в нетрезвом состоянии рассматривается судами в Днепропетровской, Донецкой и Одесской областях.
Меньше случаев нетрезвого вождения зафиксировано в Черновицкой, Ровенской и Тернопольской областях.
Почему же водители продолжают пить за рулём? Какая ответственность предусмотрена за вождение транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения и как бороться с этим массовым явлением рассказал постоянный эксперт издания «Я и закон», председатель Киевского районного суда города Одессы и глава Ассоциации следственных судей Украины Сергей Чванкин.
Хочу напомнить, что в Украине запрещено управлять автомобилем в нетрезвом состоянии, а также передавать управление лицу в состоянии опьянения, — с содержанием алкоголя в крови более 0,2 промилле. А с июля 2016 года за соответствующие нарушения, совершенные лицом впервые, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 10200 гривен и лишение водительских прав на срок от одного года. Если водитель второй раз в течение года совершает данное правонарушение, ему грозит штраф в размере 20400 гривен и лишение прав сроком на 3 года.
В случае, когда водитель и после такого взыскания не осознает общественной опасности своих деяний и неотвратимости наказания, и второй раз за год, после первого привлечения к ответственности, совершает данное правонарушение, с него взимается штраф в размере 40800 гривен с лишением права управления транспортными средствами на срок десять лет.
В свое время такие изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях были в эпицентре многочисленных юридических баталий, которые велись как в зале Верховной Рады Украины, так и в телевизионном эфире, поскольку проблема злоупотребления алкоголем за рулем автомобиля нуждалась в скорейшем и эффективном решении.
К тому времени сложилось два основных лагеря реформаторов.
Первые — сторонники применения к нарушителям только административного взыскания, считали увеличение штрафов и обязательное лишение права управления транспортным средством достаточным, действенным, и главное — эффективным способом противодействия пьянству за рулем.
Другая группа — практиков и ученых, которые утверждали, что самой административной ответственности недостаточно для эффективного предотвращения указанных правонарушений, и предлагали перенимать мировой опыт в этом вопросе, — в случае совершения лицом повторного в течение года, нарушения, предусмотренного ч.1 ст. 130 КУоАП, привлекать виновное лицо к уголовной ответственности.
Однако, законодатель не прислушался к предложениям ввести уголовную ответственность за повторное пренебрежение водителями запрета управления транспортным средством в состоянии опьянения, и лишь увеличил штрафы.
Действенной ли оказалась такая реакция на такую острую социальную проблему?
Прибегнем к статистике: в соответствии с предоставленными департаментом патрульной полиции сведениями, в период с 27.07.2016 года по 27.07.2017 года на территории Украины зарегистрировано 5897 ДТП с водителями в состоянии опьянения. За аналогичный период, годом ранее, было зарегистрировано 9817 ДТП с участием пьяных водителей.
Вроде бы, результаты есть — количество ДТП уменьшилось почти на 40 процентов, но достаточно ли этого? Или все же 5897 дорожно-транспортных происшествий, которые произошли по вине недобросовестных граждан это все же достаточное основание для того, чтобы вернуться к целесообразности введения уголовной ответственности за нарушение правила несовместимости руля и алкоголя? А если к тому добавить, что за период с 27.07.2016 года по 27.07.2017 года сотрудниками Национальной полиции Украины было составлено 112665 административных материалов по статье 130 КУоАП ?
Только представьте, что каждый день по дорогам Украины в среднем разъезжает более 308 пьяных водителей, из которых более 16 попадают в ДТП. И это только те, о которых стало известно правоохранителям. А сколько нарушителей остались неразоблаченными?
Все эти цифры и риторические вопросы, возможные ответы на которые способны напугать оптимистов, указывают только на одно — сегодняшние средства противодействия пьянству за рулем являются недостаточно действенными, а несознательные водители, зная о наказании, всё равно нарушают закон.
Каким образом эффективно противодействовать указанным нарушениям? В первую очередь необходимо определиться с санкциями к нарушителям, которые будут оказывать надлежащее влияние на их перевоспитание.
Так, например, в Чехии, Венгрии, Словакии и Румынии в случае нарушения закона о запрете управления в состоянии опьянения водителю грозит штраф в размере от 200 до 470 евро.
В Германии действует четкая градация за вождение в нетрезвом состоянии. Если водитель впервые попался в нетрезвом состоянии, то штраф составляет 500 евро, за повторное нарушение — 1000 евро. Если водителя в нетрезвом состоянии задержали в третий раз, ему придется заплатить штраф в размере 3000 евро.
В Англии штраф за нетрезвое вождение наибольший — 7200 евро.
В то же время в США, если водителя поймали в нетрезвом состоянии впервые, его оштрафуют на 300 долларов и лишат прав на полгода. Однако остановить водителя могут только в случае нарушения им правил дорожного движения. Если в течение десяти лет полицейский задержит водителя в нетрезвом состоянии во второй раз, штраф может достигать пяти тысяч долларов. За третий такой случай — штраф до 10 000 долларов. Если нетрезвый водитель стал причиной аварии со смертельным исходом, он получит 10 лет тюрьмы. Однако, в зависимости от законодательства того или иного штата, суровость наказания может быть разной.
В Китае пьяным водителям дают от 1 до 6 месяцев тюрьмы при условии, что он не стал участником ДТП, и лишают водительского удостоверения на три года. Если нетрезвый водитель спровоцировал аварию — наказание еще строже, вплоть до смертной казни.
А вот в Сингапуре тех водителей, в крови которых содержание алкоголя зашкаливает, могут не только оштрафовать, но и выпороть. Телесные наказания палкой длиной более метра там официально разрешены законом.
Какая мера наказания является справедливой? Приведенные примеры однозначно указывают на чрезмерную толерантность отечественного законодательства к нарушителям.
Я, как председатель общественной организации «Ассоциация следственных судей Украины», неоднократно подчеркивал недостаточность только административного взыскания за совершение лицом повторных умышленных действий, посягающих на общественную безопасность — управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Думаю, что будет справедливым, когда для лиц, которые неоднократно привлекались к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения и не сделали для себя правильных выводов, предусмотрят уголовную ответственность.
Вместе с тем, внесение таких изменений в административное и уголовное законодательство, не смотря на свою актуальность, пока не анонсируется.
Поэтому, ещё раз обращаю внимание на недопустимость совмещения управления транспортным средством и употребление алкоголя, и прошу всех граждан Украины быть ответственными — ни в коем случае не позволять себе садиться за руль в нетрезвом состоянии, ведь сознательность и ответственность за себя и окружающих являются одними из первых шагов к процветанию как общества в целом, так и каждого отдельно взятого человека.
[…] […]