Комитет Верховной Рады Украины по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма в порядке контроля рассмотрел вопрос о массовых нарушениях прав украинских туристов в туристическом сезоне 2018 года.
Председатель Комитета Артур Палатный, открывая заседание, подчеркнул, что нынешний туристический сезон отличился массовыми нарушениями прав украинских туристов. «Поскольку субъектами туристического рынка, с одной стороны являются юридические лица, которые создают туристический продукт и предоставляют туристические услуги (туристические операторы, туристические агенты и т.д.), а с другой — граждане, в интересах которых осуществляется туристическая деятельность, то для сохранения порядка на рынка — необходимо выполнять все условия со стороны как поставщика туристических услуг так и туристов. Но регулярное невыполнение условий туроператорами, которые прописаны в договорах, приводит к постоянным нарушениям прав туристов», — отметил председатель комитета.
А. Палатный очертил ключевые причины проблем на туристическом рынке. В частности, не работает инструмент финансовой гарантии, что регулируется статьей 15 Закона Украины «О туризме». Даже в случае прекращения деятельности туроператором, туристы остаются ни с чем, и даже выигранное дело в гражданском суде не гарантирует возврат уплаченных средств.
В Законе Украины «О туризме» не прописана ответственность туроператоров и туристических агентов за ненадлежащее исполнение или неисполнение договора.
Не работает статья 20 Закона Украины «О туризме» в части непоселения в отель. В действующей редакции туристу, которого размещают, а альтернатива, которую предоставляют, категорически не устраивает, предлагается возвращение в Украину и компенсация за неиспользованные услуги фактически, только за отель. Таким образом, чтобы не остаться без отпуска и без денег на новый тур, турист вынужден соглашаться на предложенную альтернативу. Некоторые туроператоры этим злоупотребляют.
Не работают лицензионные условия, в частности — пункт 23 (только 21% туроператоров с действующими лицензиями сдали статистическую отчетность по 2017 году, а представленные отчеты не проходят даже элементарную проверку на соответствие действительности). В то же время, орган лицензирования в сфере туризма в соответствии с возложенными на него задачами, не всегда может лишить лицензии туристическое предприятие, в отношении которого есть жалоба на некачественное предоставление или несвоевременное предоставление туристических услуг. Ведь орган лицензирования по результатам жалобы может только проверить деятельность лицензиата по соблюдению им Лицензионных условий осуществления туроператорской деятельности.
Также не работает норма, закрепленная в пункте 8.1 Правил чартерных перевозок, утвержденных Министерством инфраструктуры, которая прямо обязывает чартерного перевозчика вернуть пассажиров в сроки, указанные в билетах. При заключении договора между авиакомпанией и туроператором на эти цели предусмотрено депозит.
Учитывая это, председатель Комитета отметил, что есть необходимость совершенствования механизма и изменения акцентов в вопросе защиты прав отечественных туристов.