В предыдущем цикле статей, посвященных «тендерному демпингу», мы с вами рассмотрели наиболее распространенный механизм злоупотребления при закупке товаров участниками публичных закупок.

«Тендерный демпинг» как инструмент победы в публичных закупках – Часть 1

«Тендерный демпинг». Поведение заказчика. Расчет колебания цены – Часть 2 

«Тендерный демпинг». Методы противодействия – Часть 3

В настоящей статье мы с вами разберем типовую структурную схему коммунальной коррупции в публичных закупках, где основным субъектом злоупотребления выступает заказчик как элемент системы распорядителей бюджетных средств.

Для того, чтобы в будущем максимально понятно для читателя раскрыть тему основных механизмов злоупотреблений законодательством в сфере публичных закупок, где основным субъектом злоупотребления является заказчик, по моему мнению, для начала было бы полезным сформировать у читателя образное представление о субъектной иерархии структурной схемы коммунальной коррупции (далее — «структурная схема») и о роли каждого субъекта в этом процессе. Такие размышления и побудили меня на написание настоящей статьи*.

*статья несет информационный характер и не содержит нормативной нагрузки.


Итак, начнем…

На картинке ниже изображена стандартная иерархическая структурная схема подчиненности исполнительного органа городского совета любого украинского города, она же и является структурной схемой коммунальной коррупции. Для наглядности на картинке одним цветом выделены субъекты разной степени подчиненности, которые реализуют конкретные программы своего направления деятельности. Одновременно следует отметить, что содержание структурной схемы не зависит от региона расположения и масштаба населенного пункта, она сформирована по единому для всей территории Украины принципу, в связи с чем, то о чем пойдет речь далее в статье будет актуально для каждого украинского города.

Как мы можем наблюдать, осуществление всех публичных закупок реализуется через профильные департаменты (главные распорядители бюджетных средств) и входящие в их структуру коммунальные предприятия/учреждения (распорядители бюджетных средств). В этом случае, последние, как правило, и выполняют роль заказчиков публичных закупок.

Как работает структурная схема?

На сессии городского совета, его решением утверждается программа социально-экономического развития на год, согласно которой, профильным департаментам исполнительного органа, через входящие в их структуру коммунальные предприятия/учреждения поручается реализовать определенную программу своего направления деятельности под которую, в последствие, и будет выделено соответствующее финансирование.

Согласно ст. 4 Закона Украины «О публичных закупках», закупка осуществляется согласно годового плана. Годовой план, дополнение к годовому плану и изменения к ним бесплатно публикуются на веб-портале уполномоченного органа по вопросам закупок в течение пяти дней со дня их утверждения.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, законодатель обязывает заказчиков публичных закупок планировать свои закупки на следующий календарный год.

Те, кто активно занимается публичными закупками знают, что декабрь для заказчиков публичных закупок это не только месяц прекращения договорных отношений с контрагентами, утверждения и публикации годового плана закупок, но и месяц формирования направлений распределения денежных потоков, Речь здесь идет о поиске заказчиком «своих» участников публичных закупок, под которых, в последствии, будет готовиться тендерная документация и они будут признаны победителями аукционов. Как это делается, я расскажу вам в одной из своих следующих статей.

Одновременно следует отметить, что особую активность заказчик проявляет для закупки тех товаров, которые не находят своего присутствия на местном рынке. Что же касается закупки «ходового» товара, работ и услуг то, как правило, в таком случае, поиск участников (будущих победителей публичных закупок) ограничивается пределами населенных пунктов, где привлекаются приближенные к верхушке нашей схемы участники. В крайних случаях, для реализации какого-либо отдельного проекта специально создаются юридические лица, либо привлекаются «свои» участники с других регионов.

Таким образом,  сами собой напрашиваются два очевидных вывода:

— сегодня в Украине нет честного прозрачного рынка, а есть системный вывод бюджетных средств через  «прирученный, выдрессированный» бизнес. Т. е. бизнес сегодня — это интегрированная часть большой украинской коррупции;

— распределение ролей, финансовых потоков и определение победителей публичных закупок  осуществляется еще на этапе планирования  закупок. После чего, для заказчиков остается только лишь разыграть спектакль под названием «прозрачный аукцион». Как это делается, я расскажу вам в одной из следующих статей.

Кто же является основным бенефициаром публичных закупок?

Ответ, я думаю, будет очень предсказуем и не вызовет какого-либо резонанса. В животном мире добычу после охоты получает те, кто занимают наивысшее положение в стае. Человеческое общество тому не исключение. Давайте на минутку представим, что органы местного самоуправления это животная стая, в которой для должностных лиц публичные закупки, это тоже охота, только более успешная и всегда с прогнозируемым результатом. Чем выше должность, тем больше бонусов. Исключение составляют случаи искажения структурной схемы, в период правления отдельных политических режимов, когда в структуру вводятся отдельные субъекты (в простонародии так называемые «смотрящие», «кураторы»), которые перенаправляют бюджетные потоки в адрес других бенифициаров, но мы сегодня не рассматриваем такой случай. Что же касается обычных заказчиков публичных закупок, то как правило, им если и достается право влиять на выбор участника (будущего победителя), то это касается только тех закупок, которые не составили предмета интереса для верхушки нашей структурной схемы. В таком случае речь будет идти о относительно небольших суммах, где заказчики, как правило, используя «метод деления предмета закупки на части» с целью избегания проведения процедуры «открытых торгов», осуществляют несколько «допороговых закупок», результат которых практически невозможно обжаловать и собрать свои крохи от бюджетного пирога. Как это происходит, я расскажу вам в следующей статье  ««Деление предмета закупки на части» как инструмент злоупотребления».

В завершение, хочется обозначить, что обсуждаемая структурная схема всего лишь отражает существующую действительность на локальном местном уровне, но когда речь идет о глобальном государственном уровне, уверяю вас, ситуация там еще хуже и цена коррупционных вопросов в разы больше.

Пожелание читателям…

Не давайте себя очаровывать популистскими реформами власти, те образы, в которые нас пытаются сегодня заставить поверить, к сожалению, не соответствуют действительности. Будьте бдительны, честны, поддавайте критическому анализу всю текущую информацию и помните «Зло торжествует, когда добро молчит!».


 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here