Несмотря на то, что в Украине, как и в большинстве стран мира, уже много лет успешно функционируют частные детективные агентства, на сегодня в нашей стране отсутствует соответствующее законодательство, которое регламентирует их деятельность. Сейчас частный сыск в нашей стране не запрещен, но работают частные детективы на основании Классификатора видов экономической деятельности, класс 80.30 которого включает деятельность по расследованию и деятельность детективов, а также любую деятельность частных детективов независимо от типа клиента или целей расследования.
При этом законопроект «О частной детективной (розыскной) деятельности» впервые был зарегистрирован в Верховной Раде еще в 2001 году, однако до сих пор не принят. Недавно Рада снова взялась за рассмотрение доработанного законопроекта №3726 от 28 декабря 2015 года, однако, как сообщили изданию «Я и Закон» во Всеукраинской ассоциации частных детективов (http://aupd.org), депутаты «снова не прислушались к рекомендациям специалистов, тогда как законопроект имеет ряд упущений».
Как работают детективы в Украине?
Как пояснили изданию «Я и Закон» первый вице-президент Всеукраинской ассоциации частных детективов Сергей Сеник и секретарь ВАЧД Игорь Цминский, несмотря на устоявшееся мнение ряда юристов о том, что частные детективы не имеют права, в частности, проводить следственные действия по наблюдению за каким-либо лицом, оно является одним из популярных заблуждений:.
«Наблюдение за объектом – далеко не главный вид услуг, которые предоставляют частные детективы, но разного рода специалисты почему-то всегда ссылаются на него. В то же время в Украине детективы предоставляют следующие услуги: обеспечение экономической безопасности юридических и физических лиц (это – услуги по выявлению контрафактной продукции, проверка бизнес-связей юридических и физических лиц, противодействие недобросовестной конкуренции, проверка претендентов на вакантные рабочие места и проверка действующего персонала, физическая силовая поддержка физических лиц и предприятий для защиты от незаконных посягательств, услуги телохранителей и организация охраны предприятий); поиск лиц в Украине и за рубежом (например, поиск лиц, пропавших без вести, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, поиск ранее утерянных родственных связей); личная безопасность частных лиц и членов их семей; проведение экспертиз; розыск затонувших объектов и ряд других услуг, не противоречащих законодательству Украины. Как видите, ничего общего с оперативно-розыскными мероприятиями, на которые ссылаются многие эксперты, нет», — пояснили специалисты.
Кроме того, во ВЧАД пояснили, что сейчас информация, собранная частными детективами, не принимается судами как вид доказательств вообще.
«Выход прост – адвокат собирает доказательства, привлекая на договорной основе частных детективов, после чего представляет информацию в суде. А там уже суд решает, принимать ли ее как доказательства. Чтобы изменить ситуацию, частные детективы предлагают внести изменения в законопроект, который сейчас зарегистрирован в Верховной Раде», — пояснили изданию «Я и Закон».
Как разъяснили в Ассоциации, частная детективная деятельность не имеет ничего общего с тем, что должна контролировать Национальная полиция Украина как правоохранительный орган, хотя именно из этого положения сейчас исходит зарегистрированный в парламенте законопроект. «По своим задачам частный детектив ближе всего по специальности к адвокатам, нотариусам и тому подобным, но при этом осуществляет экономическую (коммерческую) деятельность. Поэтому целесообразно контролирующим государственным органом в сфере частной детективной деятельности считать Министерство юстиции Украины», — уверены в Ассоциации.
Что предлагает Ассоциация?
В поправках, которые детективы предлагают внести в законопроект и с которыми ознакомилось издание «Я и Закон», в частности, сказано, что определять частную детективную (сыскную) деятельность следует как «деятельность частных детективов или детективных предприятий по предоставлению заказчикам (клиентам) на договорной основе детективных услуг с целью защиты их законных прав и интересов».
При этом частным детективом может быть гражданин Украины, владеющий государственным языком, который имеет высшее юридическое образование и прошел специальную подготовку с целью осуществления частной детективной деятельности или имеет высшее образование и прошел специальную и юридическую подготовку, либо же имеет стаж работы в оперативных подразделениях или органах досудебного расследования не менее трех лет и получил свидетельство о праве на занятие частной детективной деятельностью.
Согласно разработанным предложениям, частный детектив не может занимать любую должность в органах государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных или судебных органах власти. Частный детектив имеет право заниматься детективной (розыскной) деятельности как физическое лицо- предприниматель; предоставлять частные детективные услуги индивидуально или в объединении с другими частными детективами путем учреждения детективного предприятия; иметь помощников из числа лиц, заключивших трудовой договор с частным детективом; открывать счета в банках, иметь личные бланки и печать, штампы; покупать и использовать в ходе проведения расследований, связанных с разоблачением коррупционной составляющей в органах государственной власти Украины, технические средства для документирования фактов совершения коррупционных должностных преступлений с последующей передачей полученных сведений в Антикоррупционного бюро Украины или другие правоохранительные органы.
В то же время в законопроекте №3726 от 28 декабря 2015 года не указан перечень документов, который подается детективами для получения свидетельства. В дальнейшем, по мнению Ассоциации, это может повлиять на возникновение коррупции. Поэтому предлагается обозначить, что для получения свидетельства нужно подать такие документы:
1) заявление о выдаче свидетельства о праве на занятие частной детективной (розыскной) деятельностью;
2) две фотографии;
3) копию паспорта гражданина Украины и копию справки о присвоении идентификационного номера;
4) копию выписки из Государственного реестра о регистрации физического лица-предпринимателя с указанием частной детективной (розыскной) деятельности как основного вида экономической деятельности;
5) медицинскую справку о том, что он не состоит на учете в органах здравоохранения в связи с психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией;
6) справку об отсутствии судимости;
7) заверенную нотариально копию диплома или свидетельства, подтверждающие наличие высшего образования и прохождения специального обучения (подготовки) для занятия частной детективной (розыскной) деятельностью или оригинал справки о стаже работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
8) справку в произвольной форме о сведениях о потребности в специальных средствах и намерений их применения;
9) заключение Отраслевой палаты частных детективов об отсутствии оснований об отказе в выдаче свидетельства о праве на занятие частной детективной (розыскной) деятельности.
Кроме того, в законопроекте сказано, что частные детективы и детективные предприятия, которые получили информацию о фактах совершенного преступления или о подготовке к совершению преступления, обязаны безотлагательно сообщить об этом в соответствующий правоохранительный орган и передать ему материалы, подтверждающие данную информацию. Однако в Ассоциации предлагают изменить эту статью так: «Субъекты частной детективной деятельности имеют право предоставлять правоохранительным органам помощь по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений».
Также в законопроекте полностью отсутствуют статьи, которые гарантируют развитие профессионального сообщества частных детективов, отсутствует и понятие «общественного контроля» за деятельностью частных детективов. Поэтому в Ассоциации предлагают включить в проект закона отдельный раздел об Отраслевой палате частных детективов Украины. Согласно этому предложению, Отраслевая палата частных детективов Украины является непредпринимательским общественным объединением, устав которого согласовывается Министерством юстиции Украины, и которое объединяет общественные организации, отдельных субъектов частной детективной (розыскной) деятельности и представителей указанного органа исполнительной власти по вопросам регулирования детективной деятельности.
В ее компетенцию входят, среди прочего, разработка рекомендаций по основным проблемам государственной политики в сфере детективной деятельности, подготовка и разработка проектов нормативно-правовых актов, касающихся детективной деятельности, рассмотрение заявлений, обращений, жалоб потребителей, субъектов хозяйствования и органов государственной власти о нарушениях законодательства в сфере детективной деятельности, утверждение отраслевых стандартов, создание отделений во всех административных центрах Украины, проведение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих частную детективную деятельность и другие функции.
Впрочем, прислушаются ли депутаты к этим предложениям, говорить пока рано, как и о том, не постигнет ли и этот законопроект участь всех предыдущих, «похороненных» в кулуарах парламента.
Читайте также: Следственные действия не могут быть возложены на частных детективов, – эксперт