Сразу два законопроекта внесены Кабмином в Верховную Раду Украины, касающиеся реформирования института присяжных, а это значит, что реформа — основательная и не лишённая политической воли.
Первый из законопроектов — о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно усовершенствования порядка формирования списка присяжных. Предлагается устранить местные советы от формирования списка: на данный момент порядок формирования, утверждения и пересмотра списка присяжных определен положениями статьи 64 Закона. Так, для утверждения списка присяжных территориальное управление Государственной судебной администрации Украины обращается с представлением в соответствующие местные советы, которые формируют и утверждают в количестве, указанном в представлении, список граждан, постоянно проживающих на территориях, на которые распространяется юрисдикция соответствующего окружного суда, и соответствуют требованиям статьи 65 настоящего Закона и дали согласие быть присяжными.
В случае непринятия местным советом (местными советами) в течение двух месяцев с момента получения представления решения об утверждении списка присяжных территориальное управление Государственной судебной администрации Украины обращается с представлением об утверждении списка присяжных к соответствующему областному совету.
Применение вышеуказанного порядка формирования и утверждения списков присяжных создает проблему длительного процесса формирования и утверждения списков. Поэтому Кабмин предлагает устранить лишние звенья в цепочке формирования списков и напрямую связать ГСА с населением.
Для этого ГСА будет самостоятельно формировать список присяжных на основании информации, содержащейся в Государственном реестре избирателей, и в порядке, определенном Государственной судебной администрацией Украины.
Вторым законопроектом о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения участия присяжных в отправлении правосудия предлагаются уже процессуальные изменения. Данным проектом предлагается внести изменения в статью 31 УПК Украины и ввести рассмотрение уголовных производств, в которых за совершение преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненного лишения свободы, судом присяжных в составе одного судьи и семи присяжных, а по ходатайству обвиняемого — коллегиально судом в составе трех судей (кроме случаев, предусмотренных ч. 12 статьи 31 УПК).
Рассмотрение дел указанной категории с привлечением присяжных вводится в соответствии с положениями Национальной стратегии в области прав человека, утвержденной Указом Президента Украины от 25 августа 2015 г. № 501/2015.
Вместе с тем введение рассмотрения дел судом присяжных в отношении всех тяжких уголовных преступлений пока преждевременно. Внедрение суда присяжных должно осуществляться постепенно, что позволит ввести действенное средство осуществления правосудия.
По результатам анализа преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Украины, было выделено категорию особо тяжких преступлений, за совершение которых предусмотрено наказание свыше десяти лет, как имеющие высокий уровень общественной опасности среди этой категории дел и предложено рассмотрение этой категории дел судом присяжных.
Проектом Закона предлагается возложить на суд присяжных решение вопросов о виновности или невиновности обвиняемого. Такие решения принимаются простым большинством голосов. Совещанием суда присяжных руководит председатель присяжных, который последовательно ставит на обсуждение вопросы, проводит открытое голосование и ведет подсчет голосов.
Председатель присяжных избирается присяжными в совещательной комнате большинством голосов из своего состава и пользуется равными с другими присяжными правами в решении всех вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства и вынесения приговора, ведет совещания присяжных, по поручению присяжных обращается к председательствующему с вопросами, ставит на обсуждение вопросы, руководит совещанием присяжных, с учетом результатов голосования провозглашает вердикт в судебном заседании.
Каждому из присяжных участники уголовного судопроизводства смогут заявить отвод по основаниям, предусмотренным статьями 75 и 76 УПК. Также каждая из сторон уголовного производства вправе заявить отвод без предоставления мотивов двум присяжным. Прокурор и пострадавший вправе заявить отвод без предоставления мотивов одном присяжному.
Порядок принятия решения судом присяжных предусматривает, что перед выходом присяжных в совещательную комнату для принятия вердикта председательствующий судья обращается к присяжным с напутственным словом, в котором напоминает суть обвинения, сообщает содержание закона Украины об уголовной ответственности, предусматривающей ответственность за совершение преступления, в котором обвиняется лицо, разъясняет основные правила оценки доказательств, содержание презумпции невиновности, положение о толковании сомнений в пользу обвиняемого, разъясняет содержание стандарта убеждения «вне разумного сомнения».
Председательствующий разъясняет присяжным, что их выводы должны основываться только на тех доказательствах, которые были непосредственно исследованы в ходе судебного разбирательства, а также напоминает свои наставления о недопустимости определенных доказательств и сведений. Председательствующий также разъясняет присяжным порядок проведения их совещания, подготовки ответов на поставленные вопросы, голосования и вынесения вердикта.
После напутственного слов, присяжные удаляются в совещательную комнату для принятия вердикта. Вердикт присяжных обязателен для председательствующего и влечет принятие им соответствующего приговора. Председательствующий составляет и провозглашает приговор суда присяжных.
Также предлагается внести изменения в статью 392 УПК и установить, что приговоры, вынесенные на основании вердикта суда присяжных, подлежат обжалованию в апелляционном порядке.