Согласно части первой статьи 28 Закона Украины «Об исполнительном производстве» копии постановлений исполнителя и другие документы исполнительного производства доводятся исполнителем до сведения сторон и других участников исполнительного производства, направляются адресатам простым почтовым отправлением или доставляются курьером, за исключением постановлений об открытии исполнительного производства, о возвращении исполнительного документа взыскателю, сообщения взыскателю о возвращении исполнительного документа без принятия к исполнению постановлений, предусмотренных пунктами 1-4 части девятой статьи 71 настоящего Закона, которые направляются заказным почтовым отправлением.
Документы исполнительного производства направляются взыскателю и должнику по их адресам, указанным в исполнительном документе. В случае изменения стороной места жительства или пребывания или местонахождение документы исполнительного производства направляются по адресу, указанному в заявлении стороны исполнительного производства. Документы исполнительного производства доводятся до сведения или направляются адресатам не позднее следующего рабочего дня со дня их вынесения.
Итак, должник считается надлежащим образом уведомленным, если ему документы исполнительного производства направлены по адресу, указанному в исполнительном документе. Согласно части первой статьи 48 Закона обращение взыскания на имущество должника заключается в его аресте, изъятии (списании средств со счетов) и принудительной реализации. Об обращении взыскания на имущество должника исполнитель выносит постановление.
Согласно части пятой статьи 56 Закона о проведении описи имущества (средств) должника исполнитель выносит постановление об описании и аресте имущества (средств) должника. Копия постановления об описании и аресте имущества (средств) предоставляется сторонам исполнительного производства. Следовательно, отсутствие доказательств направления частным исполнителем должнику постановления об описи и аресте имущества свидетельствует о нарушении его прав быть осведомленным о ходе исполнительного производства и на осуществление своевременных процессуальных мер для предотвращения нарушения его прав и охраняемых законом интересов.
Системный анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что права стороны в исполнительном производстве по осведомленности о состоянии исполнительного производства будут должным образом реализованы только в случае направления исполнителем документов в установленном Законом порядке.
Поскольку положениями действующего законодательства не предусмотрена обязанность стороны исполнительного производства самостоятельно отслеживать состояние исполнительного производства, в частности посредством Автоматизированной системы исполнительных производств, суды предыдущих инстанций безосновательно указали на наличие такой обязанности у жалобщика, что привело к ошибочному признанию неуважительными причин пропуска срока на обращения с жалобой на действия частного исполнителя.
При указанных обстоятельствах и при отсутствии обязанности сторон исполнительного производства отслеживать состояние такого производства в Автоматизированной системе исполнительных производств, а также доказательств направления частным исполнителем постановления об описании и аресте имущества жалобщику (должнику) коллегия судей КХС ВС в своем Постановлении от 09.10.2019 г. по делу № 910/22695/13 пришла к выводу о преждевременности выводов судов предыдущих инстанций об отсутствии оснований для признания указанных жалобщиком причин пропуска процессуального срока уважительными и оставлении жалобы без рассмотрения.