Важность этой проблемы заключается в том, что за последние три года количество судебных экспертов, которые не работают в государственных специализированных учреждениях, по данным Союза экспертов Украины, сократилось на 40% (760 на конец 2013 года и 450 в 2016 году). И основной причиной того, что эксперты отказываются подтверждать и получать квалификацию судебного эксперта является неразумное и необоснованное увеличение стоимости подготовки судебных экспертов (в некоторых случаях до 50000 грн.) Министерством юстиции Украины. Такой непродуманный подход к функционированию системы экспертного обеспечения правосудия никак не способствует правосудию, особенно во время осуществления судебной реформы.

 Проанализировал эту проблему специально для издания «Я и закон» судебный эксперт Василий Гайдар.

Подготовка (стажировка) лиц, имеющих намерение получить (подтвердить) квалификацию судебного эксперта на сегодня регулируется Положением об экспертно-квалификационных комиссиях и аттестации судебных экспертов, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины N 301/5 от 03.03.2015. В 2013 году эти вопросы регулировались таким же положением, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины N 86/5 от 09.08.2005, с изменениями и дополнениями.

Разница только в том, что стоимость стажировки выросла в 5,3 раз! Это при росте индекса потребительских цен за указанный период всего чуть меньше чем в 2 раза! (за период с ноября 2013 по октябрь 2016 рост индекса потребительских цен составил: 1,002*1,005*1,249*1,433*1,094=1,971).

Я попытался разобраться в нормативном регулировании этого вопроса и его воздействии на ценообразующую арифметику.

В 2013 году было так.

Согласно пунктам 4.7-4.8 Положения, утвержденного приказом Минюста N 86/5 от 09.08.2005, срок обучения специалиста устанавливался в пределах от 1 до 6 месяцев. В случае подтверждения квалификации — от 2 недель до 3 месяцев.

Размер платы за проведение занятий и составление рецензий определяется в соответствии с приложением 16 к приказу Министерства образования и науки Украины от 26 сентября 2005 года N 557 «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений,

учреждений образования и научных учреждений», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 03 октября 2005 года под N 1130/11410 (с изменениями).

Как стало 2016 году.

Согласно Положению, утвержденного приказом Минюста N 301/5 от 03.03.2015 минимальный объем программ подготовки (стажировки) составляет: в случае присвоения квалификации судебного эксперта — 40 академических часов (далее — программа № 1); в случае первого подтверждения квалификации судебного эксперта — 32 академических часа (далее — программа № 2); в случае следующих подтверждений квалификации судебного эксперта — 24 академических часа (далее — программа № 3).

Размер платы урегулирован тем же приложением 16 к приказу Министерства образования и науки Украины от 26 сентября 2005 года № 557.

Что же изменилось и так ли существенно?

Мной не будут анализироваться расходы на командировки, поскольку в структуре стоимости стажировки они занимают незначительную долю, и расходы почтовой связи по той же причине, а также непонятности необходимости таких расходов, поскольку пунктом 10 того же Положения предусмотрено, что «после подготовки (стажировки) специалиста, который не является работником государственного специализированного учреждения, НИИСЭ подает в ЦЕКК…»

Относительно стоимости организации рецензирования и составления рецензий, то эта составляющая является частично постоянной, поскольку количество заключений, предоставляемых на рецензирование не изменилось, то есть объем работ не изменился, а изменилась только стоимостная составляющая оплаты труда, которая в соответствии с указанными Положениями определяется, так как и стоимость занятий, согласно приказу Министерства образования и науки Украины от 26 сентября 2005 года № 557.

Относительно объема занятий.

Для сопоставимости анализ осуществлялся в отношении судебных экспертов, которые третий раз и больше подтверждают квалификацию. Сейчас, согласно Положению объем занятий – не менее 24 академических часов. Раньше было от 2 недель до трех месяцев. То есть, анализируя указанные данные, не трудно прийти к выводу, что сейчас количество часов стажировки даже уменьшилось, поскольку 24 академических часа – это 18 часовых часов (24*45*60=18 часов),

что составляет менее 3 рабочих дней, а ранее было от 2 недель. Поэтому есть основания считать, что объем занятий остался постоянным.

Относительно стоимости занятий.

И раньше и сейчас размер оплаты труда (данная составляющая является основной при определении стоимости обучения!) был нормативно урегулирован приказом Министерства образования и науки Украины от 26 сентября 2005 года № 557.

Проанализируем изменения стоимости оплаты труда по данному приказу.

В 2013 году согласно примечания 1 Приложения 1 «Размеры разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда» к приказу № 557 должностные оклады (тарифные ставки) рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника первого тарифного разряда с 01 января — 852 гривны. В 2016 году согласно примечания 1 Приложения 1 к приказу № 557 должностные оклады (тарифные ставки) с 01 мая 2016 года — 1185 гривен.

То есть коэффициент увеличения должностных окладов (которые являются базой для начисления всех других предусмотренных доплат и надбавок) изменился за этот период всего в 1,39 раза (1185/852).

Определенные приложением 16 «Ставки почасовой оплаты труда работников всех отраслей экономики за проведение учебных занятий» к приказу №557 ставки почасовой оплаты в процентах к окладу (ставки) работника I тарифного разряда остались неизменными. И в 2013 году и в 2016 году.

Указанный анализ позволяет утверждать, что заработная плата с начислениями научных сотрудников НИИСЭ, которые проводят стажировки и осуществляют рецензирование заключений изменилась за указанный период на 39 % или в 1,39 раза.

Стоимость же стажировки в 2016 году в сравнении с 2013 изменилась коренным образом. Приведу собственный пример стоимости стажировки по 3 программе по экономической экспертизе по специальностям 11.1 и 11.3.

В ноябре 2013 года стажировка, которая включала обучение от 2 недель до 3 месяцев и рецензирование выводов, стоила — 3088,41 грн.

В ноябре 2016 года стажировка, которая включала обучение от 24 академических часов и рецензирование выводов стоила– 16332,56 грн. (14266,56 НИИСЭ + 2066 Институт права).

Разница стоимости — в 5,3 раз. Это при росте потребительских цен в 1,97 раз или росте основной составляющей стажировки – заработной платы научных сотрудников, занятых на стажировке – в 1,39 раз!

Остается надеяться, что Министерство юстиции Украины осуществляет профильную юридическую деятельность лучше, чем считает средства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here