Практику искусственного создания земельных участков нельзя назвать новой как в отечественном, так и зарубежном опыте использования земель водного фонда. Однако если в Украине искусственное создание земельных участков ограничивается акваториями морских портов, то иностранный опыт свидетельствует о возможности использования намывных территорий и для жилой застройки, объектов рекреационного назначения и тому подобное. Проблемными аспектами создания искусственных земельных участков  с изданием «Я и Закон» поделился Найда Данил – соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин ОНУ им. И.И. Мечникова.

Действующее земельное законодательство, определяя в ст. 79 Земельного кодекса Украины (далее – ЗК Украины) земельный участок как объект права собственности, указывает, что это часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными относительно него правами. Однако данный кодифицированный акт не содержит в себе определение искусственно созданного земельного участка, хотя и оперирует таким понятием: статья 58 ЗК Украины предусматривает в качестве одной из составляющих земель водного фонда искусственно созданные земельные участки в пределах акваторий морских портов1. Так, в настоящее время к землям водного фонда относятся земли, занятые: а) морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами лесами; б) прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами; в) гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них; г) береговыми полосами водных путей г) искусственно созданными земельными участками в пределах акваторий морских портов.

Собственно, понятие искусственно созданного земельного участка содержит Закон Украины «О морских портах Украины», однако такое легальное определение дано законодателем только для целей данного закона и предусматривает, что искусственно созданный земельный участок – это земельный участок, созданный (намытый, насыпанный, созданный с применением других технологий) в пределах акватории морского порта2. Такое узкое определение не способствует выделению особенностей искусственно созданных земельных участков как объекта правового регулирования, поскольку не охватывает собой земельные участки, созданные за пределами акваторий морских портов и предназначенных для строительства дорог, жилой застройки и т.д.

Определенные законодательные инициативы в сфере нормативного регулирования создания искусственных земельных участков для целей строительства и / или размещения на них зданий, сооружений, других объектов портовой инфраструктуры были изложены в проекте Закона Украины «Об искусственно созданных земельных участках на водных объектах в пределах акватории морских портов »(№ 2968 от 13.05.2013 года)3. С учетом текста доработанного законопроекта, предполагалось закрепление порядка получения разрешения на создание искусственного земельного участка, особенностей регулирования земельных отношений при создании и содержании искусственных земельных участков. Проектом указывалось, что искусственно созданный земельный участок может примыкать к существующим земельных участков (в том числе искусственно созданных земельных участков) или быть изолированной от других участков. Противоречивым оказался предложенный порядок создания искусственных земельных участков: сначала создается «искусственная территория», то есть определенное инженерное сооружение, на котором после принятия его в эксплуатацию осуществляется формирование искусственного земельного участка. В целом, можно указать на положительную направленность данного законопроекта, нацеленного на преодоление пробелов в праве. В то же время, его несистемность, узкая сфера применения (исключительно акватории морских портов), а также несогласованность с нормами действующего законодательства обусловили отсутствие его широкой поддержки, в результате чего 27.11.2014 года проект был отозван.

Сейчас возможность создания антропогенных участков предусмотрена ЗК Украины и Законом Украины «О морских портах» исключительно для морских портов, что очевидно сужает возможности создания земельных участков на всех водных объектах, а не только в пределах акватории морских портов, что не согласуется с потребностями системного подхода к регулированию соответствующих общественных отношений.

Исходя из легального определения земельного участка, указанного в ЗК Украины, искусственно созданный земельный участок можно определить как разновидность земельного участка, а именно как часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными относительно него правами, созданную (намытую, насыпанный или созданную с применением других технологий) на объекте водного фонда. Основными признаками, которые индивидуализируют земельный участок, являются его границы, площадь и местоположение, остальные признаки (кадастровый номер, качество почвенного покрова, обременения и т.д.) являются производными от этих основныхпризнаков. Такие же признаки присущи и искусственно созданным земельным участкам.

Исходя из широкого подхода к определению искусственно созданных земельных участков, следует указать, что ст. 4 Водного кодекса Украины, почти полностью дублирует нормы ЗК Украины относительно состава земель водного фонда, и не включает в них земли, занятые искусственно созданными земельными участками в пределах акваторий морских портов4. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования, целесообразным будет унифицировать положения указанных статей, исключив п. «г» ч. 1 ст. 58 ЗК Украины. Связано это с характерными особенностями земель водного фонда. Как указывает А. Н. Довгаль, земли водного фонда: а) выполняют защитную функцию водных объектов от вредного воздействия внешней среды как природного, так и антропогенного характера; б) предназначены для сохранения и рационального использования гидроресурсов; в) служат вместилищем для водных объектов, а также зоной водосбора и водопользования. Именно в результате этих особенностей земли водного фонда образуют защитный естественный (ландшафтный) барьер для водных объектов5. Очевидно, сам по себе искусственно созданный земельный участок таких функций не выполняет, а его создание, наоборот, может в определенной степени противоречить охранной функции земель водного фонда. Исходя из этого, целесообразно будет предусмотреть отнесение искусственно созданных земельных участков или их частей к той или иной категории земель на общих основаниях – по их основному целевому назначению: Земельный кодекс Украины выделяет следующие категории: а) земли сельскохозяйственного назначения; б) земли жилой и общественной застройки; в) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения; г) земли оздоровительного назначения; д) земли рекреационного назначения; д) земли историко-культурного назначения; е) земли лесного фонда; е) земли водного фонда; ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения. По каждой категории земель возможна дальнейшая классификация на виды и подвиды в зависимости от определенных оснований и критериев. Кроме того, возможно выделение специального целевого назначения земельных участков, когда в рамках одной категории земельные участки используются для различных целей.

Исходя из вышеизложенного, целесообразным будет установление целевого назначения искусственного земельного участка с учетом назначения прилегающего к нему естественного земельного участка в случае, если искусственно созданный земельный участок используется с той же целью, что и естественный (то есть за счет насыпных или намывных площадей увеличивается общая площадь естественного земельного участка).

Список использованных источников:

1)         Земельний кодекс України від 25.10.2001 р. № 2768-ІІІ // Відом. Верхов. Ради України. – 2002. – № 3/4. – Ст. 27.

2)         Про морські порти України : Закон України від 17.05.2012 р. № 4709-VI // Відом. Верхов. Ради України. – 2013. – № 7. – Ст. 65.

3)         Проект Закону України «Про штучно створені земельні ділянки на водних об’єктах в межах акваторії морських портів»і від 13.05.2013 року № 2968 [Електронний ресурс] // Верхов. Рада України : офіц. веб-портал. – Режим доступу : http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=46878.

4)         Водний кодекс України : від 06.06.1995 р. № 213/95-ВР // Відом. Верхов. Ради України. – 1995. – № 24. – Ст. 189.

5)         Дроваль О. М. Визначення та склад земель водного фонду України / О. М. Дроваль. // Теорія і практика правознавства. – 2016. – Вип. 1. – Режим доступу: http://tlaw.nlu.edu.ua/article/viewFile/71961/66944.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here