На своем 1390-м заседании по правам человека Комитет министров Совета Европы принял 28 решений в отношении 17 государств-членов. Четыре промежуточных постановления были приняты в контексте надзора за группой дел Йорданова и другие против Болгарии, межгосударственным делом Грузия против России (I), делом Кавала против Турции и группой дел МакКерр против Соединенного Королевства. .
71 окончательная резолюция была также принята Комитетом по 172 постановлениям и решениям Европейского суда, касающимся 24 различных государств.
Кроме того, Комитет утвердил ориентировочный список дел, предложенных для рассмотрения на его следующем заседании по правам человека, которое состоится с 9 по 11 марта 2021 года.
Одним из дел по Украине было дело Гонгадзе против Украины (жалоба № 34056/02). Комитет министров указал, что это дело касается различных вопросов, связанных с защитой безопасности журналистов и других представителей СМИ, после неспособности защитить журналиста, жизни которого была угроза, и отсутствия эффективного расследования его последующего исчезновения и убийства.
Что касается индивидуальных мер Комитет Министров с глубокой озабоченностью отметил, что через 20 лет после похищения и убийства Гонгадзе производство по делу еще не завершено и не было достигнуто ощутимого прогресса ни в завершении кассационного производства по делу Пукача, одного из виновных в убийстве, ни в расследовании по факту организации убийства;
Европейцы призвали украинские власти как можно скорее предоставить информацию о результатах кассационного производства в отношении приговора, вынесенного Пукачу, и выразили надежду, что это разбирательство будет быстро завершено, поскольку оно уже длится более трех лет только в Верховном суде.
Что касается общих мер Комитет Министров
принял к сведению информацию, включая статистические данные, о применении положений уголовного законодательства, касающихся преступлений против журналистов, которая, тем не менее, не свидетельствует об улучшении эффективности расследований; отметил далее с озабоченностью недавние отчеты и материалы НПО о небольшом количестве таких расследований, приводящих к конкретным результатам;
предложил властям принять все меры для обеспечения надлежащей регистрации жалоб, тщательного и оперативного расследования с целью установления любых потенциальных связей с журналистской деятельностью, в том числе посредством всестороннего обучения и повышения осведомленности;
предложил вести регулярный учет хода расследования;
предложил проанализировать влияние новой законодательной базы, чтобы определить, где это необходимо, необходимость принятия дополнительных адресных мер;
отметил парламентские слушания по вопросам безопасности журналистов в Украине, которые привели к принятию всеобъемлющих рекомендаций в этой области, предложили властям продолжить работу по реализации этих рекомендаций;
заявил о своей озабоченности по поводу ограничительного определения журналиста в Уголовном кодексе, еще раз подчеркнув, что украинские власти обязаны в соответствии с Конвенцией проявлять упреждающий подход при рассмотрении угроз и преступлений в отношении лиц, осуществляющих свое право на свободу выражения мнения, независимо от их формального профессионального статуса;
отмечая недавнюю регистрацию законопроекта, посвященного этой проблеме, призвал власти внести поправки в законодательство в соответствии со стандартами Совета Европы, в частности, Рекомендации Комитета государствам-членам о защите журналистики и безопасности журналистов (CM / Rec (2016) 4), без ограничения защиты только тех, кто официально признан журналистами;
что касается эффективной защиты безопасности журналистов и других представителей СМИ в Украине, с интересом отметил текущую работу властей по созданию механизма быстрого реагирования, включая онлайн-платформу, что станет значительным шагом вперед, и призвал их продолжать Комитет информировал обо всех событиях в этом отношении;
приветствовал разработку учебного курса для судей, прокуроров и сотрудников полиции по вопросам защиты журналистов в сотрудничестве с Советом Европы;
предложил властям обеспечить быстрое и широкое развертывание обучения и продолжать в полной мере использовать возможности сотрудничества Совета Европы по всем поднятым выше вопросам, включая механизм быстрого реагирования, межведомственную координационную группу и законодательные поправки;
предложил властям представить обновленный и сводный план действий по нерешенным вопросам и текущим событиям до 1 июля 2021 года по всем вышеперечисленным вопросам.