12 июля 2017 года Польша приняла закон, предусматривающий новые правила выхода на пенсию для польских судей. Согласно этому закону, возраст выхода на пенсию для судей судов общей юрисдикции, прокуроров и судей Верховного суда был снижен до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, когда ранее он составлял 67 лет для обоих полов. Кроме того, министр юстиции был наделен правом продления срока службы отдельных судей судов общей юрисдикции после достижения новых возрастов выхода на пенсию, тогда как ранее эти полномочия принадлежали Национальному совету судей. Считая, что эти правила противоречат законодательству ЕС, Комиссия подала иск в Суд ЕС за неисполнение Польшей своих обязательств.

В ходе заседания Комиссия подчеркнула, что, хотя положения закона, оспариваемого в этих разбирательствах, были изменены Законом от 12 апреля 2018 года, эти изменения не смогли решить все вопросы, поднятые в его применении, и что существует важный интерес в рассмотрении дела.

В отношении аргументов Польши о позитивной дискриминации, Генеральный адвокат отмечает, что в прецедентном праве Суда заложено, что цель мер позитивной дискриминации состоит в том, чтобы дать конкретное преимущество женщинам в целях повышения их способности конкурировать на рынке труда и строить карьеру наравне с мужчинами. С учетом того, что вышедшие на пенсию женщины-судьи больше не конкурируют на рынке труда и не строят карьеру, они ни в коем случае не могут обжаловать меры позитивной дискриминации, оспариваемые Комиссией. Более того, правила, которые увековечивают традиционное разделение ролей, не должны рассматриваться как меры по содействию равенству. Кроме того, оспариваемая мера недоступна для мужчин, которые упустили карьерные возможности из-за воспитания детей, или не приняли во внимание женщин, которые никогда не участвовали в воспитании детей. Поэтому Генеральный адвокат считает, что разный возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин, судей судов общей юрисдикции, Верховного суда и прокуроров, нарушает законодательство ЕС.

Генеральный адвокат напоминает, что законодательство ЕС защищает от отстранения от должности членов судов. Это одна из гарантий, необходимых для независимости судебной власти. Концепция независимости предполагает, в частности, что соответствующий орган выполняет свои судебные функции полностью автономно, не подвергаясь никаким иерархическим ограничениям или не подчиняясь никакому другому органу и не принимая приказов или указаний из какого-либо источника, что таким образом защищает от внешних вмешательств или давления, способных нанести ущерб независимому суждению его членов и повлиять на их решения.

По мнению генерального адвоката, снижение пенсионного возраста судей должно само по себе сопровождаться мерами предосторожности для предотвращения фактического отстранения судьи, в то время как закон от 2017 года не отвечает гарантии несменяемости судей и их независимости. Генеральный адвокат считает, что рассматриваемые здесь меры влекут за собой одновременную передачу члену исполнительной власти, а в том числе и министру юстиции, полномочий продления срока службы судей. Это несовместимо с объективным элементом беспристрастности, который защищен прецедентным правом Европейского суда по правам человека, еще одним признанным источником разработки общих принципов права. Генеральный адвокат Танчев приходит к выводу, что, снизив возраст выхода на пенсию судей и предоставив министру юстиции право продлевать срок службы таких судей, Польша нарушила свои обязательства в соответствии с законодательством ЕС.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here