Расовую сегрегацию в США помог побороть школьный автобус

0
506

В современном мире наличие автомобиля в американских семьях — скорее данность, чем незаурядная вещь. В этой связи среди чиновников от образования всё чаще обсуждаются идеи об отказе от школьных автобусов, чтобы переложить бремя доставки детей в школу с государства на родителей.

В этой связи правозащитники, такие как Николь Ханна-Джонс, обратили своё внимание на роль школьного автобуса в борьбе с расовой дискриминацией и сегрегацией. Хотя введение централизованного школьного транспорта было предусмотрено для белых детей еще с 20-х годов ХХ века, именно жёлтые автобусы стали для темнокожих детей символом доступа к образованию.

Суть проблемы состояла в том, что после того, как Верховный суд покончил с сегрегацией школ своим решением по делу «Браун против Совета по образованию», черные дети всё так же оставались отделены от белых учеников. Объяснялось это тем, что за несколько десятилетий сегрегации в городах сформировались «белые» и «черные» кварталы. В этих условиях средние школы в «белых» кварталах, само собой, были заполнены «белыми» детьми, а темнокожим родителям не оставалось ничего, как отправлять детей в школы своего гетто.

После отмены сегрегации основным аргументом школьных администраций благополучных школ было то, что на самом деле они не дискриминируют темнокожих: просто в их школу ходит белое население близлежащего района (это ведь и понятно, жить в таком районе у темнокожих в то время просто не было шансов). Так что формально доступ к образованию не был ограничен, но расстояние до школы было первым барьером на пути к образованию темнокожих. Да и родители благополучных школ были против: почитание белыми американцами школ по соседству никогда не перевешивало их стремление поддерживать расово-однородную среду для своих детей (если такое стремление вообще было).

После того, как  Верховный суд вынес свое радикальное решение о расовой справедливости, белый Юг начал систематическую антиинтеграционную кампанию, известную как массовое сопротивление.  Наиболее знаковая история того времени о «девятке из Литл-Рока» — девяти чернокожих учащихся из города Литл-Рок, ставших известными в связи с событиями 1957 года, когда белые расисты пытались воспрепятствовать их совместному обучению в школе (до этого только для белых, хотя это нигде не было прописано законодательно).

4 сентября 1957 года, в день начала занятий губернатор штата Орвал Фобус, который в преддверии выборов хотел заручиться поддержкой сторонников сегрегации, распорядился окружить школу войсками Национальной гвардии штата. Солдаты с примкнутыми штыками отказывались пропустить детей в школу. Лишь после решения федерального суда губернатору было приказано убрать войска от школы. Однако 23 сентября, когда чернокожие школьники пришли в школу, на улице вновь собралась агрессивная толпа, с которой не могла справиться полиция: после занятий учеников пришлось тайно увезти в автомобилях, укрыв на полу одеялами. 24 сентября в город были введены 1200 солдат 101-й воздушно-десантной дивизии из Форт-Кэмпбелла, штат Кентукки. Десантники, перед которыми расступались толпы, сопровождали детей на пути в школу и охраняли их в коридорах.

Лишь в 1971 году по делу, касающемуся одного из крупнейших школьных округов в Северной Каролине, Верховный суд указал на необходимость прояснить ситуацию с поразительной ясностью, дав понять, что просто допускать к учебе учеников из близлежащих белых районов явно недостаточно для десегрегации: «Без конституционного нарушения не было бы никаких оснований для судебного решения о принятии учеников на расовой основе. При всех равных условиях, без какой-либо истории дискриминации, вполне желательно направить учеников в школы, расположенные ближе всего к их домам. Но в системе, которая была специально создана и поддерживается для обеспечения расовой сегрегации, такого равенства нет».

Именно в 70-к годы ХХ века в США возникло такое понятие как «басинг» (от слова bus — автобус) — практика распределения учеников в школах внутри или за пределами их местных школьных округов с целью уменьшения расовой сегрегации в школах, которую удалось реализовать предоставив темнокожим право пользоваться школьным автобусом. В некоторых случаях дорога в школу для темнокожих детей занимала около двух часов.

Десегрегация в школе значительно сократила разрыв в результатах теста между черными и белыми детьми — сократив его вдвое для некоторых черных возрастных групп, не нанося вреда белым детям: никакая другая реформа, проводимая до настоящего времени, не уменьшала разрыв в результатах обучения. Разрыв в результатах тестов между черными и белыми учащимися достиг своего минимума именно на пике десегрегации в 1988 году, но сегодня маятник качнулся в другую сторону. Как отмечают эксперты, в Штатах началась повторная сегрегация: и снова в качестве ее причин называют «естественные обстоятельства» — теперь уже из школ с темнокожим населением «сбегают» учителя, ссылаясь на экономические и культурные барьеры в школах с высоким уровнем бедности, а также выбор места для работы ближе к дому или в школах с более высокими показателями успеваемости.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь