Обязанность предприятия по созданию рабочих мест для людей с инвалидностью не сопровождается его обязанностью подбирать и трудоустраивать таких лиц на созданные рабочие места. Такой долг возлагается на органы трудоустройства, перечисленные в ч. 1 ст. 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».
Предприятие не несет ответственности за невыполнение норматива трудоустройства лиц с инвалидностью, если оно разработало необходимые меры по созданию для них рабочих мест, в частности, создало рабочие места для таких лиц и своевременно, достоверно, в полном объеме проинформировало соответствующие учреждения, но фактически не трудоустроило инвалида по причинам независящим от него: отсутствие инвалидов, отказ инвалида от трудоустройства на предприятие, бездействие государственных учреждений, которые должны способствовать трудоустройству инвалидов.
Судами предыдущих инстанций в деле №440/2008/19 установлено, что ответчиком был предоставлен истцу отчет за 2018 о занятости и трудоустройстве инвалидов, в котором указано, что среднесписочная численность штатных работников открытого акционерного общества «Укртатнафта», которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность, составила 106 человек.
В течение 2018 года Публичное акционерное общество «Укртатнафта» 278 раз обращалось к Кременчугскому горрайонному центру занятости сообщениям о наличии свободных рабочих мест, что подтверждается копиями отчетов формы № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансии)», копии которых приобщены к материалам дела.
Кроме того, Кременчугским городским центром занятости на представленные вакансии в течение 2018 года направлено 51 человек с инвалидностью, 5 из которых отказались от трудоустройства, а другие — трудоустроены Публичным акционерным обществом «Укртатнафта», о чем подтверждается письменными доказательствами, копии которых находятся в материалах дела.
Учитывая установленные судами предыдущих инстанций обстоятельства дела, ответчиком не было допущено никаких из перечисленных выше нарушений, а потому отсутствуют основания для уплаты административно-хозяйственных взысканий.
Учитывая, что ответчиком были выполнены требования Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» относительно принятия мер для трудоустройства инвалидов, доказательств того, что ответчик не создал рабочие места для инвалидов, отказывал инвалидам в приеме на работу, несвоевременно предоставлял государственной службе занятости информацию о наличии вакансий, необходимую для организации трудоустройства инвалидов, или несвоевременно отчитывался Фонд социальной защиты инвалидов о занятости и трудоустройстве инвалидов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, истцом не предоставлено, Верховный Суд согласился с выводом судов предыдущих инстанций, что причины нетрудоустройства инвалидов не зависели от самого работодателя, поэтому в его действиях отсутствует состав правонарушения и на него не может быть возложена ответственность за несоблюдение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Нормами действующего законодательства не возложено обязанности предприятий самостоятельного поиска инвалидов для дальнейшего трудоустройства.