Процедура констатации фактов и фактических состояний в Республике Молдова

0
4012

Согласно положениям ст.25 Исполнительного кодекса, по заявлению заинтересованного лица судебный исполнитель может констатировать любые факты и фактические ситуации, в том числе с целью исполнения определения по обеспечению доказательств. Констатация осуществляется посредством составления акта, имеющего доказательную силу. Факты, констатированные посредством составленного судебным исполнителем акта, могут быть использованы в качестве доказательств в судебном процессе и не требуют дополнительного доказывания, будучи действительными до доказывания обратного.

При составлении акта о констатации судебный исполнитель отражает в нем лишь ситуации и факты, присутствующие объективно, без формулирования выводов и оценок.

При констатации фактов и фактических ситуаций судебный исполнитель вправе использовать технические средства. Сбор за констатацию фактов и фактических ситуаций уплачивается стороной, потребовавшей их констатацию. При констатации фактов или фактических ситуаций судебный исполнитель не применяет мер принудительного исполнения. Констатирующему акту присваивается единый номер в порядке, установленном Советом Национального союза судебных исполнителей.

Согласно Регламенту о процедуре регистрации Национальным Союзом Судебных Исполнителей актов констатации фактов и фактических состояний и о минимальных требованиях относительно содержания акта под актом  констатации фактов и фактических состояний понимается акт, составленный судебным исполнителем на основании положении ст.25 Исполнительного кодекса.

Не позднее 5 рабочих дней со дня завершения акта констатации, судебный исполнитель заполняет технический паспорт акта о констатации в электронной системе учета исполнительных производств, а также прикладывает подписанный электроно протокол в формате pdf. Приложения к акту не будут отправлены, однако их наличие, количество и тип должны быть отмечены в акте  констатации.

Акт констатации регистрируется в Регистре учёта актов констатации фактов и фактических состояний (далее: Регистр), содержащийся  НССИ.

Единый регистрационный номер формируется системой и не может быть изменен. Данный номер присваивается путем указания его в регистрационном формуляре, разработанном НССИ. Регистрационный номер акта является обязательным элементом акта подтверждения, обеспечивающим его подлинность и соответствие условиям его оформления.

Отправка акта констатации на регистрацию после истечения 5 дневного срока,  ведёт к отказу в его регистрации. Данный отказ осуществляется путем нанесения надписи «Отказ в регистрации согласно пкт.3 Регламента» на регистрационный формуляр.

За регистрацию акта  констатации взимается сбор, в размере, установленном Советом НССИ. Данный сбор будет включен в стоимость услуги, оплаченную лицом, запросившим у судебного исполнителя составление акта констатации, и будет переведён на счет НССИ судебным исполнителем в течение не более чем 7 рабочих дней с момента составления акта констатации (примерно 5долларов).

В случае, когда предусмотренный сбор не переведен на счет НССИ в течение 30 дней с момента поступления акта о констатации в НССИ, сбор удерживается из обязательных взносов в НССИ, уплаченых судебным исполнителем, составившим акт констатации. Повторное допущение судебным исполнителем нарушения срока, предусмотренного, может привести к отказу в регистрации составленных им актов, до момента полной выплаты просроченных сумм.

НССИ обеспечит хранение зарегистрированных актов констатации в течении 5 лет со дня их регистрации.

Любые изменения в акте о констатации могут быть осуществлены лишь на основании и с предварительного разрешения Национального Союза Судебных Исполнителей.

 

Минимальные требования относительно содержания акта констатации

Акт констатации в обязательном порядке должен быть пронумерован, прошит, закреплен печатью и содержать в себе следующее:

  • Титульная страница (согласно утверждённому образцу);
  • Копия лицензии на деятельность судебного исполнителя, выданная судебному исполнителю, составившему акт  констатации, заверенная им;
  • Непосредственно акт констатации;
  • Информация о приложениях (тип, количество);
Вид приложения:

       аудио

       видео

       фото

       записи

       другие приложения                      

Количество

______

______

______

______

______

 

Действие по установлению фактов или фактического состояния само по себе не является действием принудительного исполнения, поскольку оно осуществляется вне исполнительного производства. Соответственно, правила, касающиеся территориальная компетенция судебного пристава, применяются.

Ст. 25 EC не ограничивает полномочия судебного исполнителя, устанавливать факты или фактические ситуации только в судебном порядке. Следовательно, факты могут быть установлены в любой ситуации по запросу заявителя.

Установление правовой природы констатации факта и фактов следует уточнить, что это не правовой акт, который отдельно определяет права или освобождения от обязанностей, выражающих только фактическое положение. Следовательно, протокол установления фактов или констатации фактов не подлежит судебному контролю, а в случае направления ему такой просьбы, суд должен отказать в принятии заявления или прекратить процесс. Протоколы констатации фактов судебных исполнителей в гражданском процессе, представляют собой доказательство, которое относится к средствам доказательства в виде документов. Таким образом, участники судебного разбирательства вправе требовать в соответствии признания их в качестве ложных доказательств и исключения из перечня средств доказывания.

При оценке доказательной силы протокола исполнителя применяются положения ст. 130 ГПК РМ, согласно которому никакие доказательства без их оценки не имеют для судебной инстанции заранее установленной доказательной силы.

Соответственно, оценка достоверности информации, полученной из протокола составленный судебным приставом, будет установлена только после рассмотрения дела по существу. Таким образом, факты, обнаруженные в протоколе, не являются обязательными для суда и могут быть опровергнуты другими доказательствами, в том числе иными протоколами, составленными третьими лицами. Однако, исходя из особого статуса эмитента и гарантии его независимости, которая закреплена в ст. 6 Закона № 113/2010 о судебных приставах, достоверность установленной информации существует по умолчанию.

Вывод, сделанный судебный пристав-исполнитель не может отражать заключения о выяснении аспектов области науки, искусства, техники, ремесел или других областях для которых требуются специальных знаний и которые входят в компетенцию эксперта или специалиста. При этом через констатацию факта исполнитель не сможет установить обоснованность или необоснованность действий третьей стороны, поскольку этот аспект является предметом возможных судебных разногласий. В то же время, посредством такого процессуального инструмента невозможно установить обязательства, а также установление передачи прав.

Список практических проблем при составлении актов констатации фактов и фактических состоянии.

 

  • оформление акта о констатации вопреки положениям Регламента (титульный лист, отсутствие сведений о количестве составленных экземпляров, отсутствие сведений о наличии/отсутствии приложений и т.п.);
  • регистрация с упущением сроков;
  • некорректная датировка констатации факта/констатации факта;
  • продолжительность во времени констатируемого факта

Возможно, что констатируемый факт продолжителен во времени, т.е. начинается в… и заканчивается в… Однако такой способ констатации должен основываться на объективной логической преемственности, интервале между констатируемыми фактами, должен быть объяснимым для включения обнаруженных фактов в единый акт. Непрерывность констатации не должна быть только способом регистрации акта сверх установленного срока. Непрерывность констатации может иметь место, когда: 1) необходимо констатировать что-то постоянное; 2) необходимо показать эволюцию некоторых фактов; 3) нахождение за один день физически невозможно.

 

Список материальных проблем при составлении актов констатации фактов и фактических состоянии.

 

— сообщение недостоверных данных в содержании акта констатации;

советуем избегать использования словосочетаний «приблизительно, около, примерно» и т.п. (предложения, которые на данный момент можно найти в документах, поданных на регистрацию). В то же время использование таких словосочетаний возможно, когда установленные факты или фактические положения не искажаются употреблением этих словосочетаний или их употребление не влияет на предмет установления.

— формулирование выводов о надлежащем/ненадлежащем выполнении тех или иных услуг/работ, а также изложение мнения судебного исполнителя о законности/неправомерности фактов/ситуаций;

— установление наличия права собственности на недвижимое имущество, в том числе проверка данных фактов Реестр недвижимого имущества для проведения констатации и приложение к акту констатации выписки из этого реестра;

отступление от поданного запроса;

— констатация окончательности и неподлежания обжалованию решения суда;

— замена процедуры вручения актов и констатации фактов;

— установление фактов, которые по своему характеру не могут быть установлены, или искажение установленного факта (например, невладение каким-либо помещением, отсутствие в помещении какого-либо товара и т. п.);

  • обращение к установлению факта в исполнительном производстве;

— установление факта или фактического положения дел в помещении или в отношении товаров, к которым не допускается доступ заявителя;

  • повышенное внимание к установлению фактов и ситуаций, в которых участвуют несовершеннолетние.

 

Ольга Бачу,

Национальный Союз Судебных Исполнителей Республики Молдова,

Юрисконсульт,

Лектор в Государственном университете Молдовы, Факультет права

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь