Адвокат, специалист по вопросам конституционного права, законотворческого процесса, Регламента Верховной Рады Украины Алексей Ющенко специально для издания “Я и закон” рассказал о правовых аспектах применения огнестрельного оружия народным депутатом.
В последние дни значительный резонанс получила ситуация с применением огнестрельного оружия народным депутатом С. Пашинским. Не вдаваясь в политику, разберемся с правовыми аспектами случившегося.
Ключевой вопрос здесь напрашивается сам собой — имеет ли право народный депутат применять огнестрельное оружие?
Часть вторая статьи 19 Конституции Украины обязывает народного депутата как должностное лицо органа государственной власти действовать исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Это означает, что народный депутат как должностное лицо органа государственной власти может применять огнестрельное оружие исключительно в том случае, когда это прямо предусмотрено законом.
Например, в соответствии с пунктом “а” статьи 3 Закона Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» работники суда и правоохранительных органов имеют право применять оружие, в том числе, для защиты личной безопасности, безопасности близких родственников, а также своего жилья и имущества.
В отношении народных депутатов, подобных положений в законодательстве не предусмотрено.
Народные депутаты в соответствии с законодательством тоже не наделяются правом на табельное оружие, поэтому, в этом случае, мы можем говорить только о наградном пистолете.
Сразу возникает вопрос, может ли народный депутат применять наградной пистолет?
Может только в случае, когда возможность такого применения прямо предусмотрена законодательством.
Как мы уже отметили, подобные нормы в законах Украины отсутствуют. Поэтому применение народным депутатом наградного оружия является неправомерным.