В случае реорганизации или создания новых судов согласно указу президента Украины «О ликвидации и создании местных общих судов» судьи должны быть переведены на новое место работы. Таков вывод научно-практической экспертизы, проведенной Научно-исследовательским институтом публичного права по просьбе судей трех районных судов города Херсона.
Отметим, что в январе 2016 года президент распорядился ликвидировать Днепровский, Комсомольский и Суворовский районные суды города Херсона. Этим же Указом предусмотрено создание Херсонского городского суда. Однако у судей возникли вопросы: считать ли это реорганизацией либо созданием нового суда, каковы перспективы у работающих в райсудах судей и как быть с теми, кто еще не избран бессрочно, а также кто несет ответственность за возможное нарушение прав судей.
Отвечая на первый вопрос, эксперты пришли к выводу, что Херсонский городской суд образован путем слияния трех ликвидированных судов в «единое целое», то есть фактически произошла реорганизация судов.
Касательно вопроса о трудоустройстве судей, которые работали в ликвидированных судах, эксперты сочли, что в таких случаях – независимо от того, был ли суд реорганизован либо создан новый вместо старых, все судьи автоматически должны быть переведены в новую структуру вне конкурса.
Проблема возникает только относительно тех судей, у которых уже закончился пятилетний срок назначения на должность, но они еще не избраны бессрочно. Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» такой ситуации не предусматривает, а правовой статус таких лиц является не урегулированным действующим законодательством.
В итоге эксперты пришли к выводу, что в подобных случаях они должны быть переведены во вновь созданный суд либо находиться на своих должностях в тех судах, в которых они работали до момента принятия решения об избрании их бессрочно. Поэтому суды, которые ликвидируются, не могут быть ликвидированы до тех пор, пока судьи не получат бессрочный статус. Также должно продолжаться финансирование этих судов. Позже эти же судьи должны быть рекомендованы Высшей квалификационной комиссией судей к избранию Верховной Радой судьями нового суда бессрочно вне конкурса.
Отвечая на третий вопрос об ответственности за возможное нарушение прав судей, эксперты пришли к выводу, что в случае необоснованного нарушения сроков решения вопроса об избрании на должность судьи бессрочно – это нарушение Высшей квалификационной комиссией судей своих полномочий. ВККС, согласно п. 1 ст.96. Гражданского кодекса Украины, самостоятельно
отвечает по своим обязательствам. Тем самым решения ВККС могут быть обжалованы в Высшем административном суду Украины. Кроме того, за негативные последствия неверной трактовки нормативно-правовых актов ответственность будет нести государство Украина в Европейском суде по правам человека.