По своей структуре законопроект состоит из общей и особенной частей. В общей части решаются вопросы статуса Высшего совета правосудия, его полномочий, порядок избрания (назначения) членов Высшего совета правосудия, их статус (права, обязанности, гарантии деятельности, порядок освобождения и прекращения полномочий), структура Высшего совета правосудия. В особенной части говорится о процедурных вопросах осуществления полномочий Высшим советом правосудия, его органами.
Законопроектом закрепляется правовой статус Высшего совета правосудия — коллегиального, независимого конституционного органа судейского самоуправления, который действует в системе правосудия Украины на постоянной основе.
В соответствии с рекомендациями Венецианской Комиссии, учтены в принятых конституционных изменениях по правосудия, и с целью сохранения институционального баланса в Высшем совете правосудия предполагается, что в ее состав будут входить двадцать один член, с которых десять — выбирать съезд судей Украины из числа судей или судей в отставке, двух — назначать Президент Украины, двух — избирать Верховная Рада Украины, двух — выбирать съезд адвокатов Украины, двух — выбирать всеукраинская конференция прокуроров, двух — выбирать съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений. Председатель Верховного Суда входить в состав Высшего совета правосудия по должности.
Проектом Закона урегулирован порядок избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия по прозрачным процедурам.
Законопроектом закрепляются не только дополнительные возможности обеспечения независимости Высшего совета правосудия, но и предохранители против корпоратизации и закрытости судебной системы, а также меры, направленные на обеспечение открытости и гласности процесса формирования Высшего совета правосудия. В частности, устанавливаются процедуры проведения конкурсов по отбору кандидатов в члены Высшего совета правосудия. Детально регламентируется порядок избрания членов Совета съездом судей Украины, съезд адвокатов Украины, всеукраинской конференцией прокуроров и съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений.
Отдельно закрепляются требования к кандидату на должность члена Высшего совета правосудия, которым может быть гражданин Украины не моложе тридцати пяти лет, владеющий государственным языком, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пятнадцати лет, является признанным специалистом в области права, имеет безупречную профессиональную репутацию и соответствует критерию политической нейтральности.
В законопроекте разграничены основания для освобождения члена Высшего совета правосудия с должности и основания прекращения его полномочий. В частности, четко определены основания, по которым орган, избравший (назначил) члена Высшего совета правосудия по ее представлению, принимает решение о его освобождении от должности, а также основания, по которым полномочия прекращаются автоматически, вследствие наступления юридического факта, но не требуют отдельного решение этого органа.
В итоге предложенные положения законопроекта позволят обеспечить независимость Высшего совета правосудия, ее профессиональный и сбалансированный состав.
Высшему совету правосудия предоставлено право образовывать органы, в том числе необходимые для обеспечения эффективного рассмотрения дел относительно дисциплинарной ответственности судей.
Важной гарантией независимости Высшего совета правосудия является закрепленное законопроектом право самостоятельно утверждать предельную численность работников Высшего совета правосудия.
Учтены особенности правового статуса работников системы правосудия, в целях соблюдения принципа независимости судебной ветви власти при Высшем совете правосудия образуется Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы в системе правосудия, в компетенцию которой будет принадлежать решения вопросов государственных служащих в органах судебной власти.
Предоставлены Высшему совету правосудия конституционные полномочия процедурно детализированные этим проектом Закона, в частности полномочия по принятию окончательного решения об освобождении судьи от должности, предоставление согласия на задержание судьи или содержание под стражей или арестом, принятие решения о временном отстранении судьи от правосудия и тому подобное.
Закрепление таких полномочий за Высшим советом правосудия, исключая необходимость принятия отдельных актов Президентом Украины или Верховной Радой Украины по указанным вопросам, упростит процедуру принятия решений, будет способствовать усилению гарантий независимости судей и сделает невозможным любой политическое влияние на них.
Отдельными главами законопроекта предусмотрен порядок рассмотрения вопросов, относящихся к полномочиям Высшего совета правосудия в отношении: формирование судейского корпуса; рассмотрения дел о нарушении требований законодательства о несовместимости; дисциплинарного производства в отношении судей; рассмотрения жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи или прокурора; освобождения судьи от должности; предоставление согласия на задержание судьи, содержание его под стражей или арестом; временного отстранения судьи от правосудия; перевод судей; принятие мер по обеспечению независимости судей и авторитета правосудия.