Как известно, сегодня в Украине остро стоит вопрос качества медицинского образования, которое требует неотложных изменений. Так, государство на подготовку специалистов в 2016 году потратило 649,8 миллионов бюджетных средств. Однако оно все равно остается на низком уровне.
Показательным является факт, что из медицинских ВУЗов за год в среднем отчисляют 450 человек, а 3-5% студентов-медиков не идут работать по специальности.
Низкий уровень подготовки подтверждают и результаты сдачи лицензионных экзаменов «Крок». Ежегодно около 10% студентов-медиков не преодолевают проходной барьер.
Так, для повышения качества медицинского образования предлагается принять следующие меры:
1) на вступительном этапе:
- установить жесткие критерии вступления абитуриентов в медицинские ВУЗы — повысить проходной балл ВНО по профильным предметам;
- определить фиксированную квоту студентов-контрактников, которая не должна превышать объем государственного заказа;
- установить контроль за зачислением студентов-иностранцев, на сегодняшний день иностранцев-контрактников – 21 206;
- обосновать количество государственного заказа.
2) на этапе обучения:
- создать сеть университетских клиник, которые будут обеспечивать качественную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников;
- признавать публикации в англоязычных peer-review изданиях;
- проверять на академическую добродетель преподавателей при приеме на работу;
- изменить принцип преподавания общеакадемических предметов студентам-медикам;
- отказаться от общеакадемических кафедр в медицинских университетах, и передать эти полномочия преподавателям соответствующих ВУЗов.
3) на этапе выпуска:
- проводить лицензионные интегрированные экзамены «Крок»;
- повысить качество экзаменационных заданий, а именно включить: экзаменационный тест по клиническим дисциплинам IFOM (International Foundations of Medicine – «Международные основы медицины») и вопросы экзамена USMLE – United States Medical Licensing Examination – «Экзамен по Получению Медицинской Лицензии США»;
- внедрить практическое оценивание студентов-медиков – OSCE (Objective Structured Clinical Examination);
4) последипломное медицинское образование:
- ввести механизм признания последипломного образования, полученного за рубежом;
- пересмотреть систему начисления баллов;
- создать конкурентную среду среди провайдеров медицинского образования;
- изменить систему финансирования учреждений последипломного образования: «Деньги должны идти за курсантом».
Без внедрения таких решительных изменений в систему медицинского образования, Украина рискует превратиться в страну, которая выпускает неконкурентоспособных специалистов.