Плата за пользование автомагистралями Германии противоречит законодательству ЕС

0
197

С 2015 года Германия создала правовую основу для введения платы за пользование пассажирскими транспортными средствами федеральными дорогами, в том числе автомагистралями: «плата за пользование инфраструктурой».

Этим нововведением Германия намерена частично перейти от системы финансирования посредством налогообложения к системе финансирования, основанной на принципах «платит пользователь» и «платит загрязнитель». Поступления от этого сбора будут полностью направлены на финансирование дорожной инфраструктуры, а сумма взимаемой платы будет рассчитываться исходя из объема цилиндров, типа двигателя и нормы выбросов транспортного средства.
Каждый владелец транспортного средства, зарегистрированного в Германии, должен будет оплатить сбор в виде годовой виньетки (небольшая цветная наклейка, прикрепленная к автомобилям для обозначения платы за проезд) стоимостью не более 130 евро. Для транспортных средств, зарегистрированных за границей, взимается плата (с владельца или водителя) за использование немецких автомагистралей. В связи с этим имеется 10-дневная виньетка стоимостью от 2,50 до 25 евро, двухмесячный период будет стоить от 7 до 50 евро, а годовая виньетка — не более 130 евро.

Параллельно Германия предусматривала, что из выручки от платы за пользование инфраструктурой владельцы транспортных средств, зарегистрированных в Германии, будут претендовать на освобождение от налога на автотранспортные средства на сумму, которая по меньшей мере эквивалентна сумме начисленной им платы за пользование дорогами.

Но такое положение дел в Германии не устроило Австрийское правительство, которое считает, что, с одной стороны, совокупный эффект от платы за пользование инфраструктурой и освобождение от налога на автотранспортные средства для транспортных средств, зарегистрированных в Германии, а с другой стороны, структурирование и применение платы за пользование инфраструктурой противоречат законодательству ЕС, в частности, о запрете дискриминации по признаку гражданства.

Австрия передала в суд дело о нарушении, допущенном Германией. В этом процессе Австрию поддерживают Нидерланды, а Германию — Дания. В своем решении по делу C-591/17 «Austria v Germany» Суд ЕС посчитал, что плата за пользование инфраструктурой в сочетании с освобождением от налога на автотранспортные средства, которым пользуются владельцы транспортных средств, зарегистрированных в Германии, представляет собой косвенную дискриминацию по признаку гражданства и нарушает принципы свободного передвижения товаров и свободы предоставления услуг.

Что касается запрета дискриминации по признаку гражданства, Суд считает, что эффект от освобождения от налога на автотранспортные средства, которым пользуются владельцы транспортных средств, зарегистрированных в Германии, полностью компенсирует плату за пользование инфраструктурой, уплачиваемую этими лицами, в результате фактическое экономическое бремя этого сбора ложится фактически на владельцев и водителей транспортных средств, зарегистрированных в других государствах-членах.

Действительно, государства-члены могут изменить систему финансирования своей дорожной инфраструктуры путем замены системы финансирования посредством налогообложения другой системой финансирования, включающей владельцев и водителей транспортных средств, зарегистрированных в других государствах-членах, которые используют эту инфраструктуру, чтобы все эти пользователи внесли справедливый и пропорциональный вклад в финансирование. Однако такое изменение должно соответствовать законодательству ЕС, в частности принципу недискриминации, который в данном случае был нарушен.

В данном случае Суд ЕС не согласился с аргументом Германии, в частности, о том, что налог на транспортные средства для владельцев, зарегистрированных в этом государстве-члене, является отражением перехода к системе финансирования дорожной инфраструктуры всеми пользователей в соответствии с принципами «платит пользователь» и «платит загрязнитель». Не предоставив подробностей о степени вклада сбора в финансирование федеральной инфраструктуры, Германия никоим образом не установила, что компенсация, выплачиваемая владельцам транспортных средств, зарегистрированных в Германии, в виде освобождения от налога на автотранспортные средства до суммы, эквивалентной сумме платы за пользование инфраструктурой, которую они должны были уплатить, не превышает этот взнос и поэтому является целесообразной.

Кроме того, в отношении владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Германии, плата за пользование инфраструктурой уплачивается ежегодно без какой-либо возможности выбрать виньетку на более короткий период, если это  соответствует меньшей частоте его использования этих дорог. Эти факторы в сочетании с освобождением от налога на автотранспортные средства до суммы, уплаченного сбора, демонстрируют, что переход к системе финансирования, основанной на принципах «платит пользователь» и «платит загрязнитель» затрагивает владельцев и водителей транспортных средств, зарегистрированных исключительно в других государствах-членах, тогда как принцип финансирования посредством налогообложения продолжает применяться в отношении владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Германии.

Кроме того, Германия не установила, каким образом выявленная дискриминация может быть оправдана экологическими или другими соображениями.

Что касается свободного перемещения товаров, Суд считает, что рассматриваемые меры могут ограничить доступ к немецкому рынку товаров из других государств-членов. Плата за пользование инфраструктурой, которой облагаются транспортные средства, перевозящие эти товары, может привести к увеличению транспортных расходов и, как следствие, к цены этих товаров, что влияет на их конкурентоспособность.

Что касается свободы предоставления услуг, Европейский Суд находит, что рассматриваемые национальные меры могут ограничивать доступ к немецкому рынку поставщиков и получателей услуг из другого государства-члена. Плата за использование инфраструктуры влечет за собой освобождение от налога на автотранспортные средства (для авто из Германии) либо увеличение стоимости услуг, предоставляемых в Германии поставщиками услуг, либо увеличение стоимости для получателей услуг, которые приезжают в Германию.

Таким образом, немецкая виньетка для использования пассажирскими транспортными средствами федеральными дорогами противоречит законодательству ЕС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь