Омбудсмена уполномочат контролировать предоставление доступа к публичной информации

0
146

При существующем конституционном регулировании и имеющейся административной системе оптимальным является наделение Уполномоченного Верховной Рады по правам человека функциями независимого надзорного органа в сфере защиты права на доступ к информации. Так считают авторы законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере доступа к информации по совершенствованию их отдельных положений №2381 от 05.11.2019 г.

При этом такой вариант может рассматриваться как переходный до внесения изменений в Конституцию Украины, которыми будет предусмотрено наличие независимого государственного органа надзора, который не входит в систему органов исполнительной власти. Преимуществами такого варианта является то, что: Уполномоченный по правам человека имеет высокий уровень независимости, что соответствует международным стандартам;

  • необходимое дополнительное финансирование является меньшим по сравнению с вариантом создания совершенно нового органа;
  • Уполномоченный по правам человека уже наделен подобными полномочиями в сфере защиты персональных данных;
  • необходим гораздо меньший срок запуска такой модели защиты права на доступ сравнению с другими вариантами.

В законопроекте предлагается определить Уполномоченного Верховной Рады по правам человека надзорным органом (Уполномоченный орган) в сфере доступа к публичной информации и наделить его соответствующими полномочиями. К функциям Уполномоченного в сфере реализации права на доступ к публичной информации предлагается отнести:

  • рассмотрение жалоб на нарушение законодательства о доступе к публичной информации;
  • проверка (на основании обращения или по собственной инициативе) деятельности распорядителей на соответствие законодательству о доступе к публичной информации и выдача обязательных к исполнению предписаний по итогам проверки или рассмотрения жалоб;
  • содействие осведомленности с механизмами реализации права на доступ к публичной информации, издание разъяснений и рекомендаций;
  • участие в организации обучения по вопросам доступа к публичной информации;
    подготовка ежегодного отчета о состоянии реализации права на доступ к публичной информации (как часть ежегодного доклада Уполномоченного Верховной Рады по правам человека);
  • подготовка предложений по реформированию законодательства по вопросам доступа к информации по собственной инициативе или по обращению других субъектов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь