При существующем конституционном регулировании и имеющейся административной системе оптимальным является наделение Уполномоченного Верховной Рады по правам человека функциями независимого надзорного органа в сфере защиты права на доступ к информации. Так считают авторы законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере доступа к информации по совершенствованию их отдельных положений №2381 от 05.11.2019 г.
При этом такой вариант может рассматриваться как переходный до внесения изменений в Конституцию Украины, которыми будет предусмотрено наличие независимого государственного органа надзора, который не входит в систему органов исполнительной власти. Преимуществами такого варианта является то, что: Уполномоченный по правам человека имеет высокий уровень независимости, что соответствует международным стандартам;
- необходимое дополнительное финансирование является меньшим по сравнению с вариантом создания совершенно нового органа;
- Уполномоченный по правам человека уже наделен подобными полномочиями в сфере защиты персональных данных;
- необходим гораздо меньший срок запуска такой модели защиты права на доступ сравнению с другими вариантами.
В законопроекте предлагается определить Уполномоченного Верховной Рады по правам человека надзорным органом (Уполномоченный орган) в сфере доступа к публичной информации и наделить его соответствующими полномочиями. К функциям Уполномоченного в сфере реализации права на доступ к публичной информации предлагается отнести:
- рассмотрение жалоб на нарушение законодательства о доступе к публичной информации;
- проверка (на основании обращения или по собственной инициативе) деятельности распорядителей на соответствие законодательству о доступе к публичной информации и выдача обязательных к исполнению предписаний по итогам проверки или рассмотрения жалоб;
- содействие осведомленности с механизмами реализации права на доступ к публичной информации, издание разъяснений и рекомендаций;
- участие в организации обучения по вопросам доступа к публичной информации;
подготовка ежегодного отчета о состоянии реализации права на доступ к публичной информации (как часть ежегодного доклада Уполномоченного Верховной Рады по правам человека); - подготовка предложений по реформированию законодательства по вопросам доступа к информации по собственной инициативе или по обращению других субъектов.