Проводить объединение судов по округам в пределах административно-территориальной реформы следует с учетом нагрузки на соответствующий суд с целью обеспечения гражданам равных возможностей доступа к правосудию. Об этом говорится в консультативном заключении по законопроекту «О внесении изменений в Закон Украины« О судоустройстве и статусе судей »относительно территориальной юрисдикции местных судов на территории Украины до принятия закона об изменении системы местных судов на территории Украины в связи с образованием (ликвидацией) районов »(№ 3025).
Законопроект разработан с целью приведения в соответствие количества судов Украины с количеством новых районов. Им предлагается Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» дополнить нормой, согласно которой до принятия закона, которым будет изменена система судов, местные суды продолжают осуществлять свои полномочия в пределах ранее определенной территориальной юрисдикции (но не позднее чем до 1 января 2022) .
После принятия парламентом Постановления «Об образовании и ликвидации районов» произошла смена административно-территориального устройства — из 490 районов создано 136 новых районов. Новое устройство нуждается в изменении существующей сети судов.
В заключении ВРП отмечается, что сегодня требует первоочередного решения вопрос территориальной подсудности, поскольку новое устройство на районном уровне осложнил работу судов из-за неопределенности территориальной подсудности уголовных производств и гражданских дел, а также дел административной юрисдикции, подсудных местным общим судам как судам первой инстанции.
«При разработке сети судов нужно учесть и недостатки предыдущего переформатирования судебной системы именно на уровне местных судов, и новое устройство, и вопросы логистики, в том числе внедрение электронного судопроизводства. Проводить объединение судов по округам необходимо с учетом нагрузки на соответствующий суд с целью обеспечения гражданам равных возможностей доступа к правосудию. Решение этих проблем в комплексе позволит сформировать оптимальную сеть судов, которая будет обеспечивать максимально эффективный доступ к правосудию и реализацию права на справедливый суд », — отмечается в заключении.
«Проведение оптимизации судов приведет к перераспределению нагрузки между существующими судами и судами, которые образуются. Сейчас чрезмерная судебная нагрузка является следствием непоследовательных законодательных изменений, которые заблокировали начатые ранее процедуры квалификационного оценивания и конкурсных отборов, а также многие другие вопросы судейской карьеры. Поэтому при решении данного вопроса необходимо учитывать определения штатной численности судов с учетом показателей средних затрат времени на рассмотрение дел и коэффициентов сложности дел, рассчитанные по категориям. Именно эти показатели дадут возможность рассчитать оптимальную штатную численность конкретного суда с учетом реальной нагрузки », — говорится в заключении.
В заключении также отмечено, что для решения на законодательном уровне вопрос об изменении сети местных судов необходима консолидированная работа субъектов законодательной инициативы, судов и органов судейского управления.
Переходный период более двух лет, по мнению ВСП, является чрезмерным для изменения существующей сети судов, которое продолжается с 2016 года, и создает перманентное состояние правовой неопределенности. Указанный срок должен быть значительно сокращен, а новые суды необходимо создавать с соблюдением требований части второй статьи 125 Конституции Украины (суд образуется, реорганизуется и ликвидируется законом, проект которого вносит в Верховную Раду Украины Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия).
Высший совет правосудия в целом поддержал законопроект, однако обратил внимание на необходимость четкой правовой определенности его положений.