Сегодня на рассмотрения Комитета по правовой политики и правосудию Верховной Рады Украины направлен альтернативный законопроект №3711-1 относительно реформы органов судейского самоуправления.
По мнению инициаторов и разработчиков законопроекта, в отличие от президентского, этот законопроект сможет запустить настоящую судебную реформу, сформировать добропорядочные Высший совет правосудия и Высшую квалификационную комиссию судей.
Законопроект также соответствует основным требованиям меморандума с МВФ и общественности и предлагает:
▶ ️Проверить на добропорядочность действующих членов ВСП. Члены ВСП, которые не пройдут проверку, должны быть уволены.
▶ ️Новый состав ВСП сформировать на основе конкурсного отбора с проверкой добропорядочности и при решающей роли международных экспертов;
▶ ️Отстранить ВСП и Уполномоченного по правам человека от проведения конкурса в Высшую квалификационной комиссию судей;
▶ ️Внедрить институт независимых дисциплинарных инспекторов в ВСП.
Верховный Суд: что хотят поменять?
Также нардепы предлагают установить минимальное количество судей Верховного Суда — это 200 судей, а также то, что количество судей ВС может пересматриваться не чаще одного раза в 5 лет.
Проблему существования двух высших судов — Верховного Суда Украины и Верховного Суда предлагают решить следующим образом: Верховный Суд Украины в порядке, установленном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15 мая 2003 года № 755-IV, меняет свое наименование на «Верховный Суд» и продолжает осуществлять правосудие как высший суд в системе судоустройства Украины с последствиями, предусмотренными законом.
Изменения предлагают и структуру Верховного Суда. Вместо существования кассационных судов в его составе создаются сеннаты по соответствующим специализациям.
Существенных изменений претерпит порядок создания, реорганизации и ликвидации судов. Что предлагают?
В частности, Законом устанавливается, что суд (кроме Верховного Суда) образуется, реорганизуется и ликвидируется законом.
Проект закона об образовании, реорганизации или ликвидации суда вносит в Верховную Раду Украины Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия. Местонахождение, территориальная юрисдикция и статус суда определяются с учетом принципов территориальности, специализации и инстанционности. Основаниями для создания, реорганизации или ликвидации суда является изменение определенной этим Законом системы судоустройства, необходимость обеспечения доступности правосудия или изменение административно-территориального устройства. Создание суда может происходить путем создания нового суда или реорганизации (слияния, разделения) судов.
Общественный совет международных экспертов: его полномочия и порядок образования
Что касается Общественного совета международных экспертов, то по Закону он является консультативным органом Высшего совета правосудия, образуется Высшим советом правосудия для содействия ей в вопросах определения количественного состава судей в судах, нагрузка на судей и других вопросов, определенных отдельным Положением Высшего совета правосудия.
Общественный совет международных экспертов выполняет свои полномочия в составе семи членов, назначаемых Высшим советом правосудия исключительно на основании предложений международных правозащитных организаций, с которыми Украина сотрудничает в сфере судопроизводства, защиты прав человека и институциональных реформ в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Каждая такая международная организация может предложить Высшему совету правосудия не менее двух кандидатов в состав Общественного совета международных экспертов. Решение о назначении членов Общественного совета международных экспертов принимается на заседании Высшего совета правосудия, которое является открытым, большинством голосов от ее общего состава.