Сегодня на рассмотрения Комитета по правовой политики и правосудию Верховной Рады Украины направлен альтернативный  законопроект №3711-1 относительно реформы органов судейского самоуправления.

По мнению инициаторов и разработчиков законопроекта, в отличие от президентского, этот законопроект сможет запустить настоящую судебную реформу, сформировать добропорядочные Высший совет правосудия и Высшую квалификационную комиссию судей.

Законопроект также соответствует основным требованиям меморандума с МВФ и общественности и предлагает:
▶ ️Проверить на добропорядочность действующих членов ВСП. Члены ВСП, которые не пройдут проверку, должны быть уволены.
▶ ️Новый состав ВСП сформировать на основе конкурсного отбора с проверкой добропорядочности и при решающей роли международных экспертов;
▶ ️Отстранить  ВСП и Уполномоченного по правам человека от проведения конкурса в Высшую квалификационной комиссию судей;
▶ ️Внедрить институт независимых дисциплинарных инспекторов в ВСП.

Верховный Суд: что хотят поменять?

Также нардепы предлагают установить минимальное количество судей Верховного Суда — это 200 судей, а также то, что количество судей ВС может пересматриваться не чаще одного раза в 5 лет.

Проблему существования двух высших судов — Верховного Суда Украины и Верховного Суда предлагают решить следующим образом: Верховный Суд Украины в порядке, установленном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15 мая 2003 года № 755-IV, меняет свое наименование на «Верховный Суд» и продолжает осуществлять правосудие как высший суд в системе судоустройства Украины с последствиями, предусмотренными законом.

Изменения предлагают и  структуру Верховного Суда. Вместо существования кассационных судов в его составе создаются сеннаты по соответствующим специализациям.

Существенных изменений претерпит порядок создания, реорганизации и ликвидации судов. Что предлагают?

В частности,  Законом устанавливается, что суд (кроме Верховного Суда) образуется, реорганизуется и ликвидируется законом.

Проект закона об образовании, реорганизации или ликвидации суда вносит в Верховную Раду Украины Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия. Местонахождение, территориальная юрисдикция и статус суда определяются с учетом принципов территориальности, специализации и инстанционности. Основаниями для создания, реорганизации или ликвидации суда является изменение определенной этим Законом системы судоустройства, необходимость обеспечения доступности правосудия или изменение административно-территориального устройства. Создание суда может происходить путем создания нового суда или реорганизации (слияния, разделения) судов.

Общественный совет международных экспертов: его полномочия и порядок образования 

Что касается Общественного совета международных экспертов, то по Закону он является консультативным органом Высшего совета правосудия, образуется Высшим советом правосудия для содействия ей в вопросах определения количественного состава судей в судах, нагрузка на судей и других вопросов, определенных отдельным Положением Высшего совета правосудия.

Общественный совет международных экспертов выполняет свои полномочия в составе семи членов, назначаемых Высшим советом правосудия исключительно на основании предложений международных правозащитных организаций, с которыми Украина сотрудничает в сфере судопроизводства, защиты прав человека и институциональных реформ в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Каждая такая международная организация может предложить Высшему совету правосудия не менее двух кандидатов в состав Общественного совета международных экспертов. Решение о назначении членов Общественного совета международных экспертов принимается на заседании Высшего совета правосудия, которое является открытым, большинством голосов от ее общего состава.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here